Н е п р и д у м а н н ы е и с т о р и и
"Парижские" тайны в Макарьеве?
Наученные опытом многочисленных войн с иноземными захватчиками, наши предки умели обороняться соответственно таланту великого русского народа. В отличие от западных соседей, где обычным явлением был город-крепость, на Руси уже сам ландшафт местности является первым оборонительным рубежом. Крепостные стены возводились в основном вокруг монастырей. Система оборонительных сооружений православных храмов, кроме всего прочего, почти всегда включала в себя сеть тайных подземных ходов на случай осады крепости неприятелем и для быстрой связи в мирное время. Макариево-Унженский монастырь не был исключением.
Что ни говори, много воды утекло с тех пор, когда тайные ходы Макариево-Унженского монастыря входили в его оборонительную систему и были действующими. Выражаясь словами классика, "...дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…"
И чтобы как-то пояснить этот вопрос, иметь некоторое представление о нем, пришлось встретиться с совершенно разными людьми, которые могли что-то вспомнить и рассказать.
К сожалению, не удалось встретить ни одного человека, который побывал бы в подземных ходах с монастырского двора, поэтому использую свои впечатления, полученные в далекие времена, когда мы с друзьями в них все-таки побывали.
***
Жительница улицы Затонской города Макарьева В. П. - старожил:
- О ходах наслышана. Говорят, один самый короткий ведет на ключик из Макариевского монастыря. Другой - вдоль берега по направлению к неполной средней школе. А самый длинный ход - под рекой, на другую ее сторону, к лесному озеру. И вот что интересно. Ранее заводи возле монастыря не было.. И вот, в одно время в низине появилась ваза, и образовалась эта самая заводь. Она "откликалась" на колебания в реке Унже, увеличивалась вместе с ней. Это продолжалось достаточно долго, а затем заводь перестала реагировать на колебания воды и заросла водой. Видимо, это явление похоже на сообщающиеся между собой сосуды: обвал хода под рекой вызвал появление заводи возле монастыря и ее реагирование на уровень в р. Унже. По мере замывания хода песком прекратилась эта прямая связь.. По-моему, это одно из доказательств существования хода под рекой.
***
Павлинская Руфина Сергеевна, жительница города Макарьева, пенсионер:
- О подземных ходах слышала. У нас старший брат Глеб (умер) ходил по ним с товарищами, откапывал обвалы, за что постоянно "получал" от родителей - они боялись за ребят. Знаю, что один ход ведет от монастыря по берегу к бывшему духовному училищу (педучилище, интернат, спецшкола, неполная средняя школа) на берег реки. Друзья брата, с которыми они путешествовали по ходам, уже ушли из жизни. А я вот о чем могу рассказать: возле церкви, куда выходит улица Ковровская (ранее село Коврово) было кладбище, и когда проводили городской водопровод, тот, которым мы сейчас пользуемся, обнажились захоронения людей в выдолбленных из дерева лотках-колодах. Я один маленький отнесла в музей, но там не взяли, а только посмеялись над его исторической ценностью…
***
Дмитрий Князев - житель города:
- Учась в свое время в школе-интернате, мы с друзьями часто лазили по подземным ходам, но очень далеко пройти не получалось, т. к. было множество обвалов, некоторые удавалось преодолеть, убрать, но, как правило, дальше оказывались еще более серьезные препятствия. Один из ходов, благо, брал свое начало пол лестницей в вестибюле школы. Конечно, начало хода было тщательно забито обломками кирпича и всяким мусором, но мы с этим справились и имели возможность тайно отправляться в путешествия. В подземелье темно, приходилось брать с собой факелы и фонарики. О направлении могу сказать следующее: ход разветвлялся, одна ветвь его вела к часовенке, что стояла на Малом Поле (ныне улица Гагарина), другая вела то ли к монастырю, то ли к собору в центре города. Знаю также, что и собор связан с монастырем подземным сообщением - один раз мы шли по нему, но встретили обвал и вернулись.
***
Шахов Юрий Александрович, прораб строительной бригады по восстановлению монастыря:
- Восстановлением подземных сооружений, как вы понимаете, наша бригада в те времена не занималась. Проводились работы в основном по консервации храмов: заделка трещин в стенах, укрепление сводов, фундаментов, восстановление полов, косметический ремонт. О ходах вот что. Прошел слух, что, возможно, где-то в подземельях монастыря находится библиотека Иоанна Грозного... Ее до сих пор нигде не могут найти... Ну и решили мы проверить эту версию. Начало подземного хода из Макариевского монастыря было тщательно забито кирпичом с цементом. В полу храма нами был сделан люк, где ход не был забит, и мы пошли исследовать... Прошли совсем немного, как показалось нам, и ход "разветвился". В дальнейшем обе ветви оказались тупиковыми - обвалы...
***
Анна Дмитриевна Трифонова, 1904 года рождения:
- О ходах наслышана.., сказывали, что сокровища монастыря в период его разграбления (1926 - 28 г.г.) вывозились на лошадях на станцию Нея, до которой в то время проходило четыре дороги (через Гребенец, Сивково, Уколово, 1 кордон), на вывозивших напали, они отбивались и были вынуждены все добро закопать. По какой дороге из четырех справлялись, - неизвестно, но только ходят слухи, что была составлена карта, на которой указано, где спрятаны клады с сокровищами монастыря и у кого-то она, эта карта, сейчас находится...
***
В настоящее время совсем недавно мы с разрешения настоятельницы монастыря Игуменьи Матушки Людмилы спустились в люк, что открывается в центре Макариевского храма, прошли по ходу до двух обвалов, где стены и своды заросли какими-то белыми плесневелыми грибами. Видимо, талые воды на территории монастыря нашли естественный выход в подземные лабиринты, которые, похоже, не первый год им служат стоками. Тем более что монастырская территория никогда не затопляется весной в момент таяния снегов. Это не случайно.
***
Собственные впечатления
1960 год. Лето. На закате дня предводителем разновозрастной ватаги мальчишек Дмитрием было сказано: одеться потеплее, и у кого есть, взять с собой карманные фонарики. Сбор через полчаса.
Куда? Зачем фонарики, ведь на улице светло... Надо сказать, что с этим предводителем из старшеклассников мы ходили в многочисленные походы в лес, на реку, собирали разный металлический хлап. Доставалось нам от него… Но было и интересно.
Собралось нас несколько человек, я самый младший, и вот мы уже куда-то идем. На территории монастыря узнали - пойдем по подземному ходу. Раньше об этом говорить было нельзя, могли проболтаться дома...
К экспедиции примкнул еще один мальчик, живший в келиях монастырского двора, видимо, в качестве проводника или большого спеца, излазившего все храмы, колокольню и подземелья. Он велел взять лопаты. Откидав песок слева от входа в притвор Макариевского храма, мы увидели арочный свод подземного хода, тщательно заваленного битым кирпичом по всему объему. Пришлось пустить в ход железные прутки вроде ломиков, любезно предоставленные тем же "проводником". Похоже, не первый раз проводил он подобные экспедиции. Кирпич сбрасывали в сторону в какой-то подвал. Работали долго удалось освободить только верхнюю часть хода - свод. Внизу же кирпич был связан цементом.
Многими годами позже мне стало понятно, зачем забивалось начало хода. А в тот день первые несколько метров пришлось преодолеть ползком, затем стало несколько свободнее. Ход, если это можно было назвать ходом, пошел под землю! Приходилось ползти вниз головой неизвестно куда. Зажгли фонарики. Впереди чьи-то пятки и арочный тоннель вниз, в темноту...
Знали бы наши родители где мы, куда нас занесло... Многим это путешествие стало казаться уже не таким привлекательным - лучше бы остаться дома, но мы продолжаем ползти и ползти. И вот, наконец, ход стал ходом, уже видны ступени, везущие вниз. Можно и осмотреться. Ступени узкие, и какие-то гладкие, как бы затертые. Мальчишечья нога едва могла на них удержаться. Идем в полный рост, вдогонку нам летят обломки кирпичей от завала. Особого запаса по высоте нет, взрослому человеку, наверное, пришлось бы идти согнувшись. Стены и свод местами замшелые.
Идущий впереди зажигает факел - спуск прекращается, и страх уступает место любопытству.
Внезапно ход повернул влево, стал шире, и взгляду мальчишек, идущих друг за другом, слева в стене открывается целая череда каменных мешков, как бы комнат небольших по объему. Некоторые закрыты ржавыми решетками. Толкнув одну из таких решеток (она упала), увидели на полу комнаты чьи-то останки и совершенно ржавые предметы - холодное оружие. Настолько истлевшее, что никому из ребят не приглянулось.
Некоторое время мы шли дальше, вперед по подземному ходу - наконец обвал. Повернули назад.
Факел погас, шли при свете одних карманных фонариков, которые уже едва светили. Обратный путь мы проделали быстро, наверное, с чувством узника, рвавшегося на свободу из темницы. Не заметили, как и проползли десятки метров, но теперь уже наверх.
Дома мы молчали. Но что-то значительное все-таки осталось в душе каждого от этого необычного путешествия.
© "Макарьевский вестник" №131 от 1995г.
Основание города Макарьева было сопряжено с одной непонятной страницей истории нашего государства. Непонятной и одновременно невероятной. На Желтоводском озере, близ Волги, подвизался старец Макарий, уже при жизни славившийся чудесами и благочестием. Но в 1439 году на монастырь напал отряд ордынского хана Улу-Мухаммеда и сжег его. Странность заключалась в том, что братия до того существовала вблизи Казанского ханства, и проблем с татарами, в общем-то, не имела.
Но надо вспомнить, что немногим раньше Улу-Мухаммеду крепко "дали по зубам" под Москвой, и в отместку за то его войско разорило многие русские селения. Бешенство татар не имело предела, но, перебив много желтоводских монахов, они почему-то пожалели 90-летнего старца Макария и отпустили его, как написано в житии, "яко тиха, мудра и незлоблива" с некоторым числом монахов восвояси, взяв с них обещание больше на сем месте не возобновлять обители.
И пошли они на Север, вдоль по течению Волги, и северного направления не меняли даже в том месте, где великая река резко поворачивала к Западу. С Севера текла река Унжа, и, пройдя еще какое-то расстояние, монахи окончательно "увязли" в глухом лесу, и Макарий благословил обосноваться на утесе в излучине Унжи.
Старец прожил еще пять лет. Говорят, лесное население, сохраняющее языческие традиции, не слишком тепло встретило монахов, но однажды случилось чудо, резко изменившее их отношение. В 1522 году к тогда еще деревянной обители, обросшей к тому времени слободой, подступило татарское войско. Казалось бы, ничто не в силах остановить эту истошно кричащую армаду, но когда враги уже прорвались на территорию монастыря и стали алчно раздирать убранство храма, у раки преподобного они враз замерли. А через мгновение татары в ужасе бежали с утеса к реке. Это было последнее нападение врагов на Макарьев.
Монахи вернулись в монастырь в 1993 г., точнее, монашки.
В макарьевском музее есть один особый экспонат - графин, внутри которого светится стеклянная фигурка мужичка. ќкспонат так и называется "Мужичок в графине". Еще он именуется "макарьевской дозой".
Делали такие графины еще при царе на стекольном заводе купца Тренина, и смысл их был в том, что водку всегда надо было пить так, чтобы что-то оставалось и мужичку. Садятся гости за стол - и видят: мужичок в графине пьян, а если мы его в таком состоянии и оставим, значит, сами соблюдем норму. А уже утром, если кто пренебрег правилом, имел право отнять долю мужичка для похмеления. "Хаус-доктор", как любят говорить немцы.
© "Макарьевский вестник" от 4 сентября 2001 г.
© Служба Новостей ОТРК "Русь"
Лесопромышленность в Макарьеве
Лесом в Макарьеве занимались со стародавних времен. И лесопромышленники, точнее купцы, занимающиеся сплавом леса, в свое время приложили руку к тому, чтобы город пришел в упадок.
В городе есть шикарный железнодорожный вокзал (сейчас в его здании находится больница), но нет железной дороги. Дело в том, что когда его построили, лесосплавщики решили, что "железный конь" составит конкуренцию их делу и скинулись на взятку чиновникам, чтобы железная дорога прошла мимо города.
Знаете что такое "корабельный лес"? Это сосна или лиственница, абсолютно ровная, имеющая длину 29,3 метра и толщину 35, 6 сантиметра в верхнем отрубе. Макарьевские края некогда славились такими лесами, и это приносило немалый доход. Кончилось все тем, что реку окончательно засорили топляком, в результате чего Унжа сильно обмелела и перестала быть судоходной. До сих пор дно ее устилает многометровый слой мореной древесины (говорят, очень ценного материала), до которой никому нет дела. По городу ходит сплетня о том, как во времена советской власти какие-то японцы предлагали вычистить реку. Бесплатно! Лишь бы только дали возможность забрать с собой то, что вычистят. Наши власти испугались чего-то… И не разрешили.
© "Макарьевский вестник" от 4 сентября 2001 г.
© Служба Новостей ОТРК "Русь"
Не менее развит был в Макарьеве такой промысел, как изготовление валенок. Макарьевских пимокатов всегда можно узнать по …"тарабарскому языку". В силу того, что клиента иногда надо было "надуть", а то и просто сокрыть некоторые тайны пимокатного дела, артельщики для общения друг с другом выдумали особенный язык. Себя они называли "жгонами", а язык своего особого общения "жгонкой".
С умиранием промысла забыт был и жгонский язык. Но не совсем: пытливый собиратель А. Громов смог не только составить жгонский словарь, но и издать его отдельной книгой. Вот, к примеру, одни жгон говорил другому: "Упаки сошили, сары скосали, ухлили…" Заказчику невдомек, о чем эти люди толкуют - цыгане что ли? А оказывается разговор о том идет, что "валенки-то скатали плохо, надо деньги хватать и уматывать отсюда". Или заходят артельщики в избу: " У, керя, в ряхе безбилетников уло хляет! Захливаем из перта…" Это означает: "Ну, брат, в этом доме только тараканы одна! Пошли-ка отсюда, может, в другом месте клиент побогаче…"
15 января 2001 года в областной библиотеке имени Крупской состоялась презентация книги костромского учителя из Мантурова Александра Громова. Словарь жгонского языка, по мнению издателей, представляет ценность не только для лингвистов и любителей русской словесности, но и для краеведов.
Заблуждаются те, кто сравнивает жгонский язык с так называемым блатным жаргоном. Ныне вымирающий, этот язык относится к числу условных языков костромских пимокатов, или по другому валяльщиков обуви. Тайное средство общения шерстобиты использовали для того, чтобы их разговоры не понимали посторонние, и не были раскрыты важнейшие тайны профессии.
Чтобы собрать немногим более тысячи жгонских слов, Александру Громову понадобилось более 30 лет поисковой работы. Автор убеждён, что в своей местности, а это Макарьевский, Мантуровский и Нейский районы, он собрал всё до последнего жгонского слова. Александр Вячеславович шутя называет себя последним могиканином в деле собирания. А ещё считает, что, передав вымирающий язык крестьян-пимокатов в новый век, выполнил тем самым свой долг перед родной деревней. Автор не скрывает того, что значения многих слов он черпал из других изданий и энциклопедий. Благодаря этим знаниям ему удавалось найти совершенно новые никому не известные слова из языка жгонов. Некоторые слова сейчас используются в литературном языке. Так корни слова "филонить", то есть отлынивать от работы, бездельничать, идут из жгонского языка.
© "Макарьевский вестник" от 4 сентября 2001 г.
© Служба Новостей ОТРК "Русь"
Икона Макарьевской Пресвятой Богородицы
С давних времен эта благодатная икона известна в Макарьевской обители и списана она учениками преп. Макария с иконы, которая явилась ему в пустыне. Икона написана греческим письмом на 4 липовых досках и бруске плотно приложенных друг к другу и склеенных между собою. Матерь Божия изображена по пояс, правая ее рука представлена как бы принимающею благославление от восседающего на Ее левой руке Иисуса Христа, который изображен благославляющим правою рукою, а в левой держащим свернутый свиток. Лик Спасителя обращен немного на правую сторону с прямо устремленным взором, а лик Богоматери наклонен немного к Спасителю. Над главою Иисуса Христа означен венец одною круглою чертою. Над главою Богоматери венец также обведен кругловидною чертою. Одежда на Богоматери, как верхняя, так и нижняя, по золоту с ряснами и убрусом, на котором, как и на плечах, изображены три звезды. Одежда Спасителя темно-зеленая с красными пробелами и золотыми пятнами. Пояс и пелена по темно-зеленому фону украшены чертами из золота. Вверху сделана надпись: "Образ Пресвятыя Богородицы Макарьевския", а на нижней кайме, которая заменяет раму, надписан тропарь киноварью: "Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Твою, Богоневесто Владычице, чудотворную икону, к ней же мы, грешнии рабы Твои, прибегающе. Тебе Премилостивую спасения нашего ходатаицу, сердцем и усты смиренно молим..." По окончании тропаря оставлен небольшой пробел и за ним следующий тропарь: "Солнце победися Твоею светлостию, Марие" и так до конца: "Владычице, обычно зовем Ти: радуйся. Невеста Неневестная ".
И когда в пустыни преп. Макария были устроены церкви, эту икону поставили около царских врат и как говорится в церковных описях, она занимала место в иконостасах то теплого, то холодного собора более 300 лет под именем Макарьевской иконы Пресвятой Богородицы. Во все это время православные христиане почитали Ее как благодатную и прибегали к ней с молитвами. Св. Митрофан Воронежский, будучи игуменом Макарьевской обители, перенес благоговейно чтимую им икону из теплого собора в холодный Троицкий и поставил первой в иконостасе от царских врат.
24 августа 1717 г. по указу царя Петра Алексеевича монаху Ионе была выдана рукописная сборная память для сбора подаяний на устройство оклада на эту икону. В этой сборной памяти икона называется чудотворною, что подтверждается еще и тем, что после 3 сильных пожаров, бывших в обители в 1629 и 1690гг., св. икона осталась невредимою.
Но мало - помалу эту святыню забыли, чему способствовало то, что игумен Митрофан II, прибыв настоятелем в Макарьевскую обитель издалека, по незнанию важного значения и истории иконы, допустил переписать ее в Смоленскую и перенес в Благовещенскую церковь, где она оставалась в неизвестности почти целое столетие. В 1858г. Господу было угодно открыть людям забытую святыню. По случаю обновления ветхого иконописания, оказалось необходимым в числе икон прочистить и эту св. икону, тогда известной под именем Смоленской. При прочистке под верхним письмом оказался невредимым другой чудный лик Богоматери с надписью "Макарьевская" и с подписью тропоря и кондока Пресвятой Богородице самого древнего письма. При этом совершилось много благодатных знамений. Все эти чудесные события, сопровождавшие обретение Макарьевской иконы Божьей Матери, записаны в монастырской летописи.
В настоящий момент местонахождения иконы неизвестно.
© "Знамя коммунизма" от 24 января 1991г.
|