Н е п р и д у м а н н ы е   и с т о р и и



Житие Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца,
дополненное и исправленное.

Икона Преподобного Макария Желтоводского и Унженского    Макарий, Желтоводский и Унженский чудотворец, родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в семье посадских Ивана и Марии в приходе церкви Жен-Мироносиц. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг от Дионисия в Нижегородской Печерской обители. Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями. Только через три года родители преподобного Макария узнали, куда он скрылся. Отец пришел к нему и слезно умолял сына лишь о том, чтобы он вышел повидаться с ним. Преподобный Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. "Протяни мне, по крайней мере, свою руку", - просил отец. Сын исполнил эту малую просьбу, а отец, поцеловав протянутую, руку сына и возвратился домой.

   Макарий стал свидетелем трудов сотоварищей: летописца Лаврентия и философа Павла Высокого, пережил расцвет и падение Нижегородско-Суздальского Великого княжества.

   В преклонном возрасте для "пустынного жития" удалился сначала в лесные глухомани междуречья Оки и Волги на реку Лух, а в 1435 году основал на устье Керженца за Волгой свой монастырь, который по близлежащему озеру с желтого цвета водой стал именоваться Желтоводским. Здесь он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере, получившем название святого.

   В 1438 году, изгнанный из Орды Эдигеем, Улу-Мухаммед откочевал со своим родом вверх по Волге и основал Казанское ханство. На следующий год один из его отрядов выжег Макарьев-Желтоводский монастырь, высек иноков, оставив в живых лишь Макария. Улу-Мухаммед был поражен мудростью старца, приказал с почестями отпустить домой и вместе с ним он освободил до 400 христиан, но с условием, чтоб тот не возобновлял обитель на прежнем месте. Преподобный Макарий с честью похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом.

   Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу реки Унжа крест и построил келию. Здесь он основал новую обитель - Макарьев-Унженский монастырь. На пятом году своей жизни в Унже преподобный Макарий заболел и преставился в возрасте 95 лет.

   Создание в столь преклонных летах двух обителей было расценено современниками после смерти Макария в 1444 году чудом, а он сам признан святым. Был погребен в Макарьевском на Унже монастыре, где одним из знавших его иконописцев написан образ Макария. При возобновлении в 1620 году Макарьев-Желтоводского монастыря копия этого образа была принесена в Нижегородские пределы, послужив впоследствии основой для многочисленных повторений.

   В 1675 году царь Алексей Михайлович приказал патриарху Иоакиму исследовать мощи Макария. На место был послан из Нижнего Новгорода бывший архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон, но при эксгумации был обнаружен лишь истлевший прах.


Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Макариев Желтоводский.


Адрес: Россия, 606250, Нижегородская обл., Лысковский р-н, п. Макарьево.

   Начало обители было положено в 1435 г. преподобным Макарием Желтоводским чудотворцем. В то время инок Нижегородского Печерского монастыря поставил в урочище Желтые воды уединенную келию. Постепенно к нему стали стекаться странствующие монахи, привлеченные его святым образом жизни. Так образовалась пустынь во имя Живоначальной Троицы.

   Однако через четыре года обитель подверглась разорению войсками хана Улу-Мухамеда. Насельники монастыря были перебиты, а преподобного Макария враги взяли в плен. Хан, наслышанный о святости старца, повелел отпустить его, велев однако покинуть ханские земли. Прнподобный Макарий предав убиенных иноков земле, отправился с теми, кто остался жив, на р. Унжу, где основал новый монастырь, названный Макарьевским.

   Возобновлен был монастырь в 1620 г. иноком Тетюшского Казанского монастыря Авраамием по повелению преподобного Макария, явившегося ему во сне. В это время был построен Троицкий собор с приделами преподобного Макария и преподобного Михаила Малеина (1664 г.), деревянная часовня с образом преподобного Макария, перенесенным из монастыря на Унже. Впоследствии на ее месте возвели каменный храм. Монастырь был окружен крепостной стеной для защиты от неприятеля. У стен монастыря ежегодно проводилась ярмарка. Обитель отличалась строгим уставом. В обители принял постриг будущий Патриарх Всея Руси Никон (1605-1681). Ярмарка под стенами монастыря просуществовала до 1816 г., когда после уничтожения пожаром была перенесена в Нижний Новгород, положив начало знаменитой Нижегородской ярмарке. В 1868 г. обитель была упразднена, а в 1882 г. (по другим источникам в 1883 г.) ее обратили в женскую по просьбе жителей города Макарьева, ходатайствовавших о восстановлении обители.

   В обители было шесть каменных храмов: Собор в честь Святой Троицы (в 1655 упала средняя глава, и собор так и остался неисправен, без богослужений), храм в честь Успения Божией Матери (1649-1664), храм во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского (1888), надвратный храм во имя Архистратига Михаила (1670), храм в башне во имя Григория Пельшеского (1785) и келейный храм во имя преподобного Антония Великого (1786). Основной святыней обители была чудотворная икона преподобного Макария - копия с иконы из Макарьевского монастыря на Унже. За алтарем соборного храма находятся могилы убиенных татарами при разрушении монастыря иноков. При монастыре имелся сиротский приют, содержавшийся на средства епархии.

   После в 1927 г. монастырь был закрыт Советской властью. В его постройках размещался детдом, в годы войны - госпиталь, затем зооветеринарный техникум.

   Русской Православной Церкви обитель передана в январе 1992 г.


Игумены - строители монастыря

   Основание нашего Макарьев-Унженского монастыря относится к 1439 году. Началось оно с постройки старцем преподобным Макарием первой келии - землянки. В течение двух веков были построены деревянные храмы: один во имя преподобного Макария над гробом его и другой во имя святых мучеников Флора и Лавра, оба они находились в ветхом состоянии.

   В летописи монаха Леонтия говорится, что во времена Бориса Годунова, учитывая заслуги преподобного Макария, как чудотворца, в монастырь направляется боярский сын Давид Хвостов для производства расширения строительства монастыря. Давид Хвостов пребывал в монастыре с 1596 по 1608 год. Боярский сын, учитывая увеличение доходов монастыря, построил новый деревянный холодный храм во имя преподобного Макария, а также храм Троицы шатровый с приделом в честь мучеников Флора и Лавра на подклете с трапезной, колокольню брусяную семистенную шатровую, игуменскую келию и девять братских келий, хлебню и поварню. На колокольне были установлены: колокол 17 пудов, два колокола по 11 пудов, два по 2,5 пуда, несколько зазванных колоколок по полутора пуда. Потом построены были конюшенный двор и хлев для коров.

   Монастырь стал богатеть после посещения его царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1619 году. Царь подарил монастырю расположенные вокруг монастыря земли и деревни, внес определенное личное царское пожертвование, повелел вносить пожертвования другим лицам царского дома, князьям и боярам.

   Пожертвования, а также эксплуатация монастырских крестьян, приношения верующих - все шло в казну монастырскую. По приходным книгам монастыря в его доход поступило в 1622 году 598 рублей, в 1623 году - 813 рублей, в 1624 - итого больше.

   В эти годы часто выгорали монастырские постройки, но с определенной настойчивостью они вновь отстраивались. Жизнь монастырская шла своим чередом. Один за одним сменялись игумены-настоятели, я их не перечисляю, а монастырь богател.

   В 1652 году монастырской вотчине принадлежало 90 деревень, с 399 крестьянскими дворами, две мельницы на речках Черный Лух и Вотгать.

   Вот с тех времен и следует отметить активную строительную деятельность некоторых монастырских игуменов. Они, как и повсюду в России, начали каменное строительство. Начал его игумен Нафанаил, исполнявший обязанности игумена с 1663 по 1666 год, В 1664 году он заложил каменную соборную церковь во имя пресвятой животворной Троицы. Однако достроена она не была.

   Нафанаила сменил игумен Никита, который игуменствовал с 1666 по 1675 год. В первые годы его управления монастырь опять погорел. Никита продолжил каменное строительство Троицкой церкви. Закончено было строительство в 1670 году и сразу же освещено. В этом же году Никита заложил другой каменный храм в честь преподобного Макария над его захоронением. Постройка этого храма продолжалась около четырех лет, как начата, так и закончена в дни правления игумена Никиты. Подрядчиками каменного дела при строительстве в документах монастыря значится Ульян Иванов и Григорий Храмушин с товарищами Нифемком Самыловым, Якунькой Гавриловым и Левкеем Максимовым. Бут бутил старец Пимен. Кирпич делал Мишка Ососок с группой подсобников. В помощь мастерам вотчинные крестьяне от себя нанимали дополнительных рабочих. Некоторые строительные материалы покупались на стороне. Например, в Ярославле было приобретено 32,5 пуда железа шведского. Покупали железа и в Юрьевце.

   Постройка двух каменных храмов одного за другим требовала больших расходов. Тогда монастырь прибегнул к особому сбору средств на строительстве с окружающих церковных приходов. Игумен Никита получил царские пожертвования, собранные в Москве от разных знатных людей, в том числе и от царя Алексея Михайловича. По распоряжению царя из Юрьевца было привезено 350 пудов железа и двести пятьдесят бочек извести. В 1671 году царь пожаловал монастырю колокол 109 пудов. Этот колокол впоследствии разбился, а материал его был использован при литье нового колокола весом 425 пудов.

   Продолжил каменное строительство в монастыре игумен Митрофан, который управлял монастырской братией с 1675 по 1682 год. Митрофан пользовался особым доверием патриарха русской православной церкви. Во время управления Макарьевским монастырем Митрофан начал в 1677 году строительство каменной церкви Благовещания пресвятой богородицы с трапезой и колокольней, которая была закончена и освещена в 1630 году. В приходо-расходных книгах монастыря о мастерах-строителях никаких данных нет.

   Упоминается только кирпичный подрядчик Харлам Лукоянов с товарищами. Впоследствии игумен Митрофан был переведен епископом в Воронеж и стал во воронежским, вместе с тем он отнесен был к лику святых. Преемником его в Макарьев-Унженском монастыре стал Иона, воспитанник местной монастырской братии. Пребывал он настоятелем с 1682 по 1688 год. При нем были построены в монастыре каменная церковь святого Николая на святых воротах и братские каменные келии вместо сгоревших деревянных. К постройке храма он приступил в 1682 году, а закончил в 1685 году. Для этой церкви кирпич готовил мастер Харлам Лукоянов, известь привозилась из Солигалича, кроме того работали кузнецы по ковке железных связей Кирило Яковлев с товарищем. Вот этим людям, игуменам-настоятелям и был обязан Макарьев-Уиженский монастырь своим каменным строительством храмов и келий. Благодаря им монастырь стоит и красуется вот уже более чем триста лет.

   С основания монастыря с 1439 года по 1607 год нет никаких сведений. Одно известно, что монастырь неоднократно выгорал от пожаров, отстраивался и опять выгорал. Более полные данные можно почерпнуть из монастырской летописи монаха Леонтия. Из его материалов мы можем вести разговор о жизни монастыря с 1607 года. В 1607 голу настоятелем монастыря стая игумен Иосаф, его сменил Зосима, и так до 1874 года сменилось 35 настоятелей. Каждый из них правил по-своему и внес определенный вклад в увеличение богатства религиозной общины, строительство и благоустройство монастырского комплекса. В среднем они управляли монастырем по 10-12 лет. Были игуменами Макарий, Пафнутий, Сергий, Феодосии, Анастасий. Гедеон и прочие, прочие. И последним из них до Октябрьской резолюции был Виссарин.

© "Макарьевский вестник" от 12 ноября 1991г.



Как был закрыт Макарьевский монастырь

   Почти триста лет красовался в нашей округе комплекс Макарьев-Унженского монастыря, построенный русскими мастерами-умельцами. Своей красотой он привлекал тысячи паломников, население и гостей г. Макарьева. С его высокого холма открывался замечательный вид на окружающие город заречные дали, широкое раздолье реки Унжи.

   Чем привлекал монастырь паломников? Не только прекрасным богослужением в его церквях, но и своей монументальной красотой, белизной соборов, золочеными крестами, порядком и благоустроенностью территории. За стенами монастыря располагался хороший фруктовый сад, ухоженное кладбище с мраморными надгробиями монахов и знатных людей округи, посыпанными песком дорожками от церкви, знаменитой зеленой рощей хвойных и лиственных деревьев вокруг монастыря, красивыми большими настенными часами на Благовещенской церкви.

   И вот такая красота была разрушена. Как же это происходило? С победой Великой Октябрьской социалистической революции церковь была отделена от государства, школа от церкви. Были и другие законодательные акты, касающиеся ограничения деятельности религиозных организаций. Развернулась усиленная антирелигиозная пропаганда. Руководил этой работой воинствующий атеист, идеолог Коммунистической партии Е. Ярославский. Макарьевский монастырь, как и большинство других монастырей и церквей, был закрыт в 1917 году, и в нем была прекращена церковная служба, имевшиеся в нем монахи были распущены.

   Однако через несколько лет по многочисленным просьбам верующих в бывшем монастыре была открыта церковная община, но как монастырю, этой обители верующих существовать не было разрешено. Партийным и советским организациям все категоричнее поступали указания об усилении борьбы с церковью, с религиозными настроениями людей.

   Уездный комитет партии дал указание своему печатному органу газете "Крестьянский край" на своих страницах развернуть широкую компрометацию религии и священнослужителей. И началось. Первым сигналом к началу наступления на монастырскую общину была подборка материалов в "Крестьянском крае" под общей рубрикой "Борьба с религиозными настроениями". Помещения монастыря использовать под очаги культуры. Одновременно широкую антирелигиозную работу проводил уездный совет безбожников. Он открыто заявил, что монастырской общиной заправляют люди, которым не по душе советский строй, что там собрались враги народа, классовые враги, торговцы. Вскоре совет безбожников с санкции укома партии организовал сбор подписей за закрытие монастыря. А газета "Крестьянский край" открывает постоянную рубрику "Требуют закрытия монастыря". Выступления верующих под ней не печатались, публиковались в ней только атеисты. Но не все настаивали на закрытии монастыря. Газета грозит привлечь к уголовной ответственности лиц, которые срывали номера "Крестьянского края" из газетных витрин со статьей "За монастырской стеной".

   Со страниц газеты и действий совета безбожников борьба за закрытие монастыря перенеслась в советские органы, в частности, в городской Совет. Он вынес этот вопрос на обсуждение своего пленума. После голосования результаты оказались следующими: за закрытие монастыря проголосовало 54 члена пленума, против - два, воздержался один. Голосовали только члены пленума горсовета.

   Итак, решение принято. Но и в последующее время, в 1929 году антимонастырская кампания продолжалась. Ее вели совет безбожников и уездная газета. В газете "Крестьянский край" не сходят со страниц антирелигиозные материалы. Так, в январе и феврале газета напечатала статьи "Зарубежная божественная хроника", "Дева Катерина покровительница фашистов", "Происхождение монастыря", продолжались печататься материалы под рубрикой "Требуют закрытия монастыря". Публиковались резолюции собраний некоторых организаций, требующие закрытия монастыря и других церквей. Дело доходит даже до того, чтобы развернуть социалистическое соревнование между деревнями за увеличение сторонников закрытия монастыря. Не абсурд ли! 1928 год явился последним годом существования монастыря.

   Вот так поступило руководство района с историческим памятником, который в конце 50-х годов нашего столетия был объявлен памятником архитектуры XVII-XVIII веков и взят под охрану государства. В эти же годы начались реставрационные работы в монастыре. Их ведут мастера Костромской реставрационной мастерской. Однако работы пока идут медленно. За двадцать лет ими было произведено работ объемом приблизительно на полтора миллиона рублей, или в среднем 40-50 тысяч рублей в год. Отреставрирована Никольская церковь, в которой до недавнего времени располагался местный исторический краеведческий музей. Продолжается возведение монастырской стены, насланы полы в Благовещенской и Макарьевской церквях, отремонтированы и покрашены их крыши, поправлены своды внутри храмов. Во избежание дальнейшего разрушения зданий, позолочены кресты, проведены другие работы. Но повторяю, работы ведутся медленно. Да чего могут сделать шесть рабочих участка, имеющих в своем распоряжении одну старенькую автомашину - самосвал. Строительных материалов, в первую очередь кирпича, все время не хватает. Его возят из г. Костромы. Но все же в 1989 году ко дню 550-лет города Макарьева реставрация монастыря была закончена.

© "Знамя коммунизма" от 24 января 1991г.


Лохматое чудище из костромских лесов

   Нашествию уфологов и парапсихологов подвергся в последнее время затерянный в костромских лесах Кологривский район, граничащий с Вологодской областью. Здесь объявилось лохматое чудище, которое местные жители кличут лесовиком, верующие называют бесовским наваждением, а приезжая уфологическая публика именует снежным человеком.

   Первые свидетельства о том, что в бескрайних лесных массивах в верховьях реки Унжи завелись "волосатые оборотни", стали появляться еще с конца XIX века. Какое-то время все эти явления списывались на религиозные предрассудки. Потом были революция, коллективизация, война, и народу стало не до чудовищ. Рукотворные чудеса новой эпохи полностью затмили природные "непонятки". Снова о кологривском феномене вспомнили лет 15 назад, когда на постперестроечной волне у населения проснулся жуткий интерес к всевозможному оккультизму, а психиатрические клиники страдали от наплыва пациенток, утверждавших, что они беременны от инопланетных пришельцев. Со временем бум прошел, инопланетные беременности как-то сами собой рассосались, но свидетельства о встречах на Унже с непонятными существами не прекратились. Наоборот, этих свидетельств стало гораздо больше.

   Чуть ли не каждый второй из местных охотников и рыболовов, выбиравшихся на отдаленные притоки Унжи, теперь заявляет о том, что самолично видел йети. Любопытно, что рассказы многих свидетелей совпадают почти до деталей. "Шел по лесу, ощутил спиной ледяной пронизывающий взгляд. Медленно обернулся. Под сосной (березой, осиной, елкой) примерно в 30-40 метрах от меня стоял и не мигая смотрел волосатый великан. На медведя и обезьяну не похож. Общее - только густая шерсть". Судя по свидетельским показаниям, загадочное существо не агрессивно. Оно просто стоит и смотрит. Но многие люди чувствуют безотчетный страх - "как будто заглянули в глаза дьяволу". А особо впечатлительные тут же падают в обморок.

   Словно сговорившись (а это исключено), свидетели рисуют практически идентичный портрет лесного незнакомца. Ростом около 3 метров. Стоит прямо, не сутулясь. Здоровенные мускулы, широкие плечи, шеи почти нет. Морда волосатая, огромный рот, маленький приплюснутый нос, угрюмые глаза.

   Костромской йети скорее всего не одинок. Его близкие родственники были неоднократно замечены в Архангельской и Вологодской областях. Вот только в отличие от миролюбивых костромских коллег архангельские "шерстистые товарищи" имеют более агрессивный норов.

   Большинство встреч с кологривским йети происходит в августе и сентябре. И это вполне логично. Именно в эти месяцы леса наиболее часто посещаются охотниками, грибниками и ягодниками. У последних даже появилась особая примета. Если увидел йети, можно разворачиваться и с пустой корзинкой идти домой. Клюквенно-брусничного улова все равно в этот день не будет.

   Пока все свидетельства о существовании трехметрового лесовика носят исключительно описательный характер, а поэтому достаточно субъективны. Материалистических подтверждений проживания йети в кологривских лесах - шкур, слепков гигантских следов, клочков шерсти и т.д. - до сих пор не обнаружено. Неудивительно, что в самом Кологриве имеется немало скептиков. Редактор местной газеты Елена Филиппова, хотя и публикует свидетельства очевидцев, честно говорит, что в существование йети не верит. Еще более категоричную позицию занимает госинспектор рыбоохраны В. Комиссаров: "Считаю, что все эти рассказы о волосатом человеке - полная ерунда. Просто в лесу и на реке пить надо меньше..."

   С другой стороны, среди видевших лохматого незнакомца также много уважаемых и известных в Кологриве людей. В том числе бывший председатель райисполкома Павел Кудельников и местный судья. И заподозрить этих людей в мистификации или в откровенном вранье просто не поворачивается язык.

   Происходящему может быть только два объяснения. Либо имеет место феномен массового самовнушения - и некоторые люди становятся заложниками собственной впечатлительности (психологам, к примеру, хорошо известен такой феномен: ряд очевидцев, наблюдавших за сильным пожаром со стороны, через три-пять лет начинают истово верить, что они были внутри, а не снаружи горящего здания, и готовы во всех подробностях рассказать о своих метаниях по горящим комнатам), либо в дремучих лесах под Кологривом действительно происходят странные вещи.

   Известный костромской уфолог В. Дьяченко недавно выдвинул версию, якобы объясняющую, почему здешний йети не оставляет никаких материальных следов: "Снежный человек не является жителем Земли. Маловероятно и то, что он представитель инопланетной цивилизации в любой ее форме. Скорее всего снежный человек попадает к нам из параллельного мира. И вскоре туда же возвращается. Возможно, эти перемещения неожиданны для самого снежного человека, так как происходит локальная дематерилизация".

   Что это такое, толком никто не знает. Но сторонников существования кологривского йети отсутствие научного фундамента не смущает. Тем более что некоторые уже сейчас наловчились извлекать из "потустороннего" лесовика вполне земные дивиденды. Другой костромской уфолог, Д. Борисов, опубликовал как-то большую статью (на целую страницу), в которой утверждал, что ему первому посчастливилось сфотографировать таинственное существо. Потом, правда, выяснилось, что на пленке ничего нет. Вообще. Но это не помешало Д. Борисову опубликовать новую статью. Уже на две страницы. В ней автор "доказывал", что пленку засветили таинственные силы из потустороннего мира, а это, мол, и есть лучшее подтверждение того, что йети действительно существует! Сделав такой логический вывод, уфолог смело пошел в кассу за гонораром. Между прочим, в земную, а не в потустороннюю...

   Кстати, заняться "коммерциализацией" йети хотят и некоторые представители кологривских властей. Мол, если Великий Устюг в туристических целях раскручивает Деда Мороза, а Островское - Снегурочку, то почему бы и Кологриву не раскрутить своего снежного человека?

   Правда, если такое существо действительно имеется, то с его территориальной "пропиской" надо разбираться и разбираться. Большинство встреч с лесовиком происходит на самой границе костромских и вологодских земель. Поэтому хижина (гнездо, нора, бунгало) мифического волосатика вполне может находиться и на Вологодчине.

   А тут еще кологривский йети скорее всего не одинок. Его близкие родственнички были неоднократно замечены в Каргопольском районе (это уже Архангельская область). Причем замечены на северной оконечности озера Воже, часть которого также находится на территории Вологодчины. Вот только в отличие от миролюбивых костромских коллег каргопольские "шерстистые товарищи", видимо, имеют более агрессивный норов. В 1991 году в ряде архангельских изданий появились сообщения, что на берегу Воже двое волосатых лесовиков прямо на глазах изумленного пастуха увели корову. А еще через год "Комсомольская правда" опубликовала новый сенсационный материал - каргопольский охотник по фамилии Брянцев покончил жизнь самоубийством, опасаясь мести самца снежного человека, у которого он застрелил подругу (!). Правда, на поверку вся эта история оказалась обычной мистификацией, но зато стало доподлинно известно, что и вологодские охотники в глухих углах под Семигородней, Бекетовской, Вытегрой якобы тоже видели странных лесных существ.

Прочитать про НЛО на Унже можно на этом сайте: http://catlady.narod.ru/

© www.ufomistery.com / "Россия" №186 от 15.10.2002



История Макарьева с 18 по 20 век.

   История города, как административной единицы, начинается со второй половины 18 века, а именно с 11 декабря (28 ноября) 1778 года, когда Указом святейшего синода было учреждено Костромское наместничество, а Макарьевская слобода переименована в город Макарьев.

   Костромское наместничество состояло из двух провинций: Костромской и Унженской. В Костромскую входили уезды: Костромской, Нерехтский, Луховской, Юрьевец-Поволжский, Кинешемский, Плесовский, Кадыйский, Буйский, Гагличский, Чухломской и Солигаличский. В Унженскую провинцию входили уезды: Макарьевский на Унже, Ветлужский, Варнавинский и Кологривский.

Центр унженскои провинции

   Получив статус города, Макарьев в 1778 году становится центром всей Унженской провинции. В1779 году Екатерина II утверждает герб уездному городу: в верхней части геральдического щита на голубом фоне изображена галера, что обозначало принадлежность города к Костромской губернии; в нижней части на голубом фоне - два золотых колокола, означающие, что место славилось находившимся в нем монастырем. К 1778 году в Костромском наместничестве проживало 353990 человек. О населении в Макарьеве на тот период, к сожалению, не сохранилось никаких сведений. Самое раннее описание Макарьева дается в словаре А. Щекотова за 1805 год: "Макарьев название свое получил от находящегося в нем монастыря. От С-Петербурга - 980 верст, от Москвы - 474 версты, от губернского центра -195 верст.

   В городе две каменные церкви, 200 и более обывательских домов, 50 деревянных лавок, четвероугольником выстроен гостиный двор каменный. Купцов - 30, мещан - 736. Здесь производится торг хлебом, для чего сюда приезжают не только в дни ярмарок, но и на еженедельные торги костромские и ярославские купцы. Производится торг строевым и дровяным лесом, а также барками на реке Унже.

   Живут изрядно и достаток имеют посредственный. Ярмарок три. Приезжают из разных городов купцы с шелковыми, бумажными и иностранными товарами, а зимним временем торгуют на ярмарке лошадьми, пригоняемыми из Вятской губернии. В городе изрядный купоросный и серный заводы. До учреждения города в этой слободе с принадлежащими к ней деревнями было 3060 дворов и 6000 душ крестьян, платящих подать..."




Автор проекта:    
При полном или частичном использовании материалов   
ссылка на автора и сайт обязательна © 2001-2013