И с т о р и я с. С л о в и н к а
Хотя во всех административных и картографических справочниках село это называется Словинкой, свое название оно получило от слова "Славенки", что по толковому словарю Даля означает "то, о чем идет добрая слава".
Название и основание села связано с существованием в древности здесь погоста, называвшегося "Собор Пресвятой Богородицы на пустоши на Большом лесу", в церкви которого была чтима икона Смоленской Божией Матери. По какой-то причине погост был заброшен, церковь стояла без пенья, т. е. в ней не служили. Возможно, это запущение произошло в результате общего разорения Галичского уезда от польско-литовских интервентов. Погост зарос лесом, на нем никто не жил, и центр прихода был перенесен в с. Пурги (Порга).
Одно из преданий о возобновлении заброшенного погоста утверждает, что охотник-зверолов набрел в лесу на развалившуюся деревянную церковь. Внутри церкви все потлело, рос кустарник, и только Смоленская икона сохранилась и выглядела как новая. Молва о сохранившейся иконе распространилась по округе. На месте развалившейся церкви в лесу был построен небольшой монастырь, который назвали "Новая Смоленская пустынь на речке Славинка", и эпитетом "Новая" подчеркивалась та новая слава пресловутой иконы, которую стали называть "Словенской". Окрестные кружные вотчинники делали вклады в этот монастырь. Боярин М. М. Салтыков, племянник царицы, сосланной в свою Коткишевскую вотчину (сейчас в Нейском районе) в 1629 г. построил в Ново-Словинской пустыни деревянную церковь, богато украсив ее.
"Двери царские и столбы на красках. Три колокола медные весом в пуд с четью, да на монастыре 9 келий, да 15 старцев. А ограда еще не устроена." - записано в описании этой церкви.
Вклады в монастырь делали и Годуновы, и Одоевские, вотчины которых были расположены недалеко от монастыря.
Патриарх Филарет Никитич (отец Михаила Федоровича - первого царя) в 1629 г. пожаловал в монастырь пустоши: Костарово, Нечаево и покосы под г. Кадуем. Вблизи монастыря образовалась слобода называвшаяся "Подмонастырской". Она и положила основу села Словинки.
В Слободе в 1646 году было 15 бобыльских дворов, стояли дворы монастырского повара, плотника. Живописность местности, уединение монастыря привлекали в него знатных вотчинников и высокопоставленное духовенство.
В 1659 г. настоятель Макарьевского монастыря Панфутий "пали остави игуменство в монастыре, отъеде в Словинскую пустынь…там и представился."
Но не по своей древности, ни по своему значению Словинская пустынь не могла соперничать с монастырями Макарьева, Галича и др., сыгравших большую роль в насаждении религии в крае. И в 1724 г. Ново-Словинская пустынь была подчинена Костромскому Ипатьевскому монастырю.
А в 1764 г. реформой Екатерины II монастырь был упразднен, и земли его были взяты в казну. Жители слободы Подмонастырской стали называться государственными крестьянами. Церкви монастыря были обращены в приходские, и село было названо Словинка.
В 1871 г. в селе было 17 дворов. Село располагалось на торговом тракте из Галича в Юрьевец и превратилось в торговое село. Память о Словенской иконе и монастыре ежегодно праздновалась 23 ноября. Каменная церковь здесь была построена в 1806 году. Строили 25 лет, вручную. Школа в Словинке открыта в 1871 г., специальное здание под школу было построено в 1892 г. (земская школа). Попечителем школы была дворянка Варвара Павловна Коротыгина, проживающая в Костроме и имеющая усадьбу в Шолохове.
Современная Словинка
Сейчас село Словинка это примерно 60 домов и около 170 человек жителей. Некоторые из них работают в местном колхозе, который, впрочем, почти разрушился уже. Так же есть работа на 2-х лесопилорамах. Пока еще работают школа, детский сад, клуб, библиотека. Несколько лет назад здесь работал маслозавод, который производил масло и патоку, для дальнейшего производства сыра, но его закрыли. Закрыли также и молочную ферму. С каждым годом население Словинки уменьшается, старые люди умирают, молодежь старается уехать туда, где можно хоть как-то заработать на жизнь.
Каждый год 10 августа празднуется Одигитрия, праздник в честь иконы Словенской Божией Матери. С утра в церкви идет служба, приезжает очень много людей, в том числе и из других деревень. Богослужение ведут обычно 4 попа. После службы все едут в дер. Паново, на святой колодчик. В общем, праздник отмечается очень широко, его ждут целый год. В остальное время раньше церковь стояла закрытой. Только на Троицу проводилась еще одна служба. Но в 2004 году в церкви появился постоянный служитель - отец Игнат. Поэтому, на радость жителям, службы стали идти каждое воскресенье и по праздникам. На месте, где предположительно была найдена икона Словенской Божией Матери, построена часовенка, в которой можно помолиться. А рядом, в освященном колодце, можно набрать воды.
|