Н е п р и д у м а н н ы е и с т о р и и
Интересная статья о Словинке >>
Село Словинка небольшое... >>
Икона Словинской Божией Матери >>
Сказание о явлении чудотворного образа Смоленской божией Матери >> Новая
Житие Преподобного Тимона, старца Надеевского (1766-1840) >> Новая
Река Шача >>
Герб Антроповского района >>
Интересная статья о Словинке
Словинская сельская администрация на карте области занимает не так уж много места. Но как бы то ни было, эта земля - часть Костромского края. А поэтому все, что происходит в области, касается и словинцев.
Жители села, родовые корни которых связаны с этим краем и которые вместе с ним переживают все тяготы жизни сельской глубинки, любят свою землю, передают детям и внукам ее историю. Многие из них, несмотря ни на что, не смогли расстаться с родной землей.
Среди таких людей-патриотов семья Шапкиных. Валентина Михайловна родом из здешних мест. В молодости она работала в садике, в сельском Совете, в школе, в сельской администрации... Труд ее связан с людьми, и вместе с ними она переживала подъемы села и его упадок. А таких этапов было много.
До войны словинская округа была многолюдной. В.М. Шапкина вспоминает: "Территория Словинского сельского Совета была в несколько раз больше, чем сейчас. Сюда входили еще лесные поселки Пасьма, Серпиониха, Борское. Давно уже нет деревень Елизаветкино, Долгино, Алексеевское, многих хуторов".
Уезжали люди сразу после войны. Старожилы считают, что немалую роль в этом сыграло бездорожье, но не только оно. Во многие деревенские семьи не вернулись с войны кормильцы. Непосильный труд, голод и лишения гнали из села. И как только стала у людей появляться возможность получить паспорт, сельчане подались в поисках лучшей доли. Особенно молодежь, которая стремилась получить образование.
Когда-то в Словинке была участковая больница, в которой практиковали высококвалифицированные специалисты. С ее закрытием уехали не только медики, но и другие семьи.
Жить в селе во все времена нелегко, и с работой было сложно. В местном хозяйстве заработки невелики, социальная сфера развивалась слабо. Все это старожилы связывают с ликвидацией в 60-х годах Палкинского района, вернее его объединением с Антроповским.
Заботу о селе начали проявлять в 70-80-е. В это время во всем районе развернулось строительство жилья, объектов соц-культбыта. В Словинке тогда выросли новые улицы жилых домов, здания детского сада, школы, Дома культуры, столовой, пускались в эксплуатацию объекты животноводства, зернотока, магазины. Большой вклад в возрождение края внесли тогдашние руководители хозяйства М.Е. Белодон, Е.В. Новиков. Именно при них поднималось сельское хозяйство, люди неплохо трудились на родной земле. Воспряли те, кто остался верен своей малой родине. Молодые, получив образование, возвращались в Словинку, устраивали свою жизнь, получали жилье.
А лучшие труженики словинского края за свой труд отмечены наградами Родины. Среди них доярка В.В. Смирнова, трактористы Н.И. Румянцев, А.Н. Громов и другие.
В округе было много больших семей, дети из которых, получив профессию, начали трудовую деятельность. До сих пор фамилии Папулины, Чистяковы, Новиковы, Щербаковы, Марковы, Смирновы, Державины известны не только в Словинке, но и в других уголках нашего района.
К сожалению, опять же начавшаяся централизация, навязываемая сверху, отрицательно сказалась на судьбах людей, привела к ликвидации многих деревень. Но в это время росла и расширялась центральная усадьба совхоза - Словинка.
Мария Андреевна Смирнова, бывшая доярка совхоза "Словинский", старейшая жительница села, одна из тех, кто всю жизнь прожил на родной земле. А потому ей особо дороги добрые воспоминания о том, как жили, каким было село. Дом ее теперь единственный на некогда многолюдной Базарной улице.
- А ведь были здесь большие веселые базары, шумные гулянья, - вспоминает Мария Андреевна. - А теперь вот как на даче живу. Тихо. Церковь рядом, да только служба редко бывает. Хочется дожить до того, когда люди к храму потянутся. Рада, что к этому жизнь-то идет. И немножко с грустинкой добавила старушка: "Церковь-то гордость села".
Сегодня в Словинке кроме частных пилорам и 50 гектаров пахотных земель в местном СПК нет никакого производства. Да и населения осталось совсем немного. Однако есть у здешних жителей надежды на лучшие времена, на то, что вернется сюда и былая слава, и возрождение, и лучшая жизнь. Ведь край здешний замечательный. Целебный лесной воздух, святые источники, а даров лесных в летнее время на всех хватает. Щедры здешние леса.
Живут многие семьи подсобным хозяйством да лесными дарами, подрабатывая в зимнее время на лесосеках и пилорамах. Лучом света в будущее стало в прошлом (2003) году празднование 375-летие явления Иконы Словенской Божией Матери. И сельскую тишину разбудили мелодичные звуки колоколов, а на месте явления Чудотворного образа почти через четыре столетия была построена часовня, освящен и колодчик, что рядом с ней. Нашлись люди, которые дали средства на это благое дело. Примечательно то, что это знаменательное в жизни Словинки событие произошло в дни празднования 75-летия Антроповского района. И как знать, может и пойдет возрождение здешней земли с веры в святость этого края.
Ведь есть у словинцев еще одна гордость и достопримечательность: святой колодчик недалеко от деревни Паново, рядом с уже несуществующей церковью во имя Николая Чудотворца. Колодчик этот тоже недавно приведен в порядок. Едут на словинскую землю паломники за исцеляющей святой водой со всей матушки России. И может быть, найдутся добрые и умелые руки, которые откроют словинское чудо и дадут ему ход. Не ради корысти и наживы. И поможет им в этом вера в природу и людей здешнего края. А Словинка займет достойное место в области и уже не будет просто глухим провинциальные уголком.
... В 1629 году Словенская икона, найденная на месте разрушенного монастыря, способствовала зарождению здесь поселения. И хочется верить, что в очередной раз она поможет здешним людям поверить в то, что поднимется здешний край, и войдет в него Новая слава. Есть для этого предпосылки и в области.
Губернатор В.А. Шершунов постоянно работает над привлечением инвестиций, которые бы способствовали развитию региона. Вот совсем недавно подписаны новые проекты по лесопользованию. Кто знает, может быть, скоро инвесторы придут и в наши края, тогда и в Словинке появятся новые рабочие места, а люди обретут уверенность в завтрашнем дне.
© Г.Зверева, "Сельская Новь", 30.03.2004 г.
Село Словинка небольшое...
Село Словинка небольшое,
В нем 60 всего домов.
Зато родимое, живое,
Обитель прадедов, дедов.
Здесь посчастливилось родиться
Всем нам. И жить одной семьей.
И как в преданье говорится:
"Мы все у Бога под крылом".
Словинка - место вековое,
В нем есть краса, и стать, и мощь.
Природа с тайнами своими,
Что не расскажешь, не споешь.
Погост в лесу, колодчик, церковь,
Как сторожа стоят у нас.
Своими силами святыми
Спасают всех в тяжелый час.
Это красивое стихотворение написала о селе молодая женщина, учитель по профессии и духу, Ольга Николаевна Бушуева. Пробегитесь глазами еще раз по строчкам. Сколько души, чувств, любви в этих словах к своей малой родине! Село Словинка действительно очень древнее. Говорят, что и звучало его название тогда иначе - Славенки - с ударением на гласную "а". Здесь было несколько пустыней, или по-другому монастырей - мест уединения и отрешения. Ново-Славинская, Турова, Надиевская - это название пустыней, существовавших не то что в разные годы - в разные века.
Гордостью словинской земли и всего района является Божий храм и чтимая икона Словенской Божией Матери. А также "святой колодезь" у деревни Паново, считающийся чудотворным.
... Праздничный день июня был солнечным, но ветреным. Поэтому никакого тепла не ощущалось. В назначенный час приглашенные на праздник гости подъезжали к Словинке. Гостей встречают: глава сельской администрации Державин А.Н., группа детей, заведующая детским садом традиционно - с хлебом солью и приветливыми словами радушных хозяев.
В 30-е годы XX века на территории села был образован сельский Совет. Первым председателем его стал Потехин Василий Константинович. За время существования сельского Совета руководителями работали Осокин, Смирнов, Маров, Папулина, Шмалова, Шапкина. Согласно требованиям времени сельсовет был реорганизован в сельскую администрацию. Ее возглавил Державин А.Н.
Сегодня в Словинской сельской администрации проживает 250 человек. И включает она в себя 12 населенных пунктов. Большая часть населения сосредоточена в селе - 167 человек. Остальные деревни малочисленны. В самой численной деревне Демино насчитывается 28 человек.
В администрации функционируют СПК "Словинка", участок электросетей, отделение связи, школа, ФАП, детсад, ДК, библиотека, 2 магазина ЧП, 3 цеха распиловки.
В 1937-1938 гг. на территории села Словинки и близлежащих деревень было организовано коллективное хозяйство. Появились колхозы. Позднее, при слиянии многих деревень и колхозов образовался колхоз "40 лет Октября". Председателями которого были Головинов Николай Александрович, Сикорин Александр Захарович, Белодон Максим Ефимович. Шло время, менялись условия и принципы работы. На место колхоза пришло новое понятие - совхоз. 3 апреля 1965 года был образован совхоз "Словинский". Просуществовал он 28 лет, затем был реорганизован в 1993 году в товарищество с ограниченной ответственностью, в 1998 - в закрытое акционерное общество, затем в сельхозкооператив, который существует и по сей день. В хозяйстве работают 17 человек.
Люди села... Такие разные и одинаковые одновременно. А.Н. Громов и Ю.Н. Щербаков - сегодня ветераны. В прошлом они - механизаторы, которые всю трудовую жизнь посвятили своей родной земле. Оба были в числе лучших механизаторов совхоза. А.Н. Громов в 1956 году пришел на трактор. За добросовестный труд награжден Почетными грамотами, орденами и медалями, являлся участником выставки достижения народного хозяйства. Ю.Н. Щербаков также посвятил всю свою трудовую деятельность совхозу, являлся ударником пятилетки. Свой опыт в работе передал сыну Евгению. Знаменитыми механизаторами на словинской земле также значатся Н. Марков, С. Громов, А.Н. Курочкин, А.В. Курочкин. Это именно они работают сегодня на земле.
Трудовой стаж М.А. Смирновой, Г.П. Кудряшовой, М.А. Пироговой, А.Н. Федоровой, М.В. Федорова, М.С. Бойцовой, А.Н. Горячевой, А.П. Балагуровой и других более 20 лет. И отданы они животноводству. За время работы эти люди получили множество грамот и наград.
Не менее важен труд и работников здравоохранения. Чтобы стать специалистом в этой области, мало получить хорошее образование, нужно иметь доброе сердце и отзывчивую душу. После окончания Калужского медучилища в 1964 году по всесоюзному распределению приехала Н.С. Рябкова в далекую Словинку Костромской области Палкинского района. В то время здесь работала стационарная больница на 25 коек, заведующей которой была А.Ф. Соколова. Медперсонал обслуживал 21 деревню и 2 лесоучастка. Больные могли получить консультацию и помощь у врача-стоматолога, терапевта, акушера-гинеколога, также работал операционный блок. Не раз приходилось брать заведование Нине Сергеевне Рябковой на себя. Последующие 24 года после закрытия больницы она проработала в должности заведующей ФАПа.
Многие годы работает в Словинке Т.Н. Папулина, 29 лет она отдала медицинской службе. И по сей день здешние люди обращаются к ней за помощью. И в какое бы время дня и ночи не постучали бы в ее дом, никогда не слышали отказа в помощи. Вот какими хорошими людьми богата здешняя земля.
Почти все жители Словинской сельской администрации учились у таких замечательных людей, как М.А. Морева, Н.А. Морева, В.С. Бушуева, З.Н. Шмалова. В данный момент эти учителя находятся на заслуженном отдыхе.
Большая половина педколлектива Словинской школы сегодня - это выпускники этой школы разных лет. Валентина Викторовна Копейкина, директор - также. В 2000 году в Словинке отметили 130-летие обучения детей грамоте в родном селе. Неотъемлемой частью образования являются дошкольные учреждения. Еще молодой девчонкой в1975 году после окончания училища пришла работать в детсад Л.В. Державина. Вот уже 28 год она работает заведующей. 14 лет ей помогает В.А. Грездкова.
Мне, как наверно и большинству гостей, очень понравилось в селе Словинка. Чувства разные, многоликие, но все положительные. Организующие на добро - в храме, при прослушивании исторической справки - рассказа отца Игната о Словинской церкви, легкое и светлое - после посещения колодчика, восхищенное - при посещении школьного музея под руководством И. Тюляндиной. Да разве все перечислишь!
Я очень благодарна О.Н. Бушуевой за предоставленные материалы к этой публикации.
© А. Куликова, директор музея М.С. Малинина, "Сельская Новь", 3.08.2004 г.
Икона Словинской Божией Матери
Эта святая икона явилась чудесно в 1628 году жителю Галичской волости деревни Щертецова Титу Гаврилову, больному чрезвычайным расслаблением тела, в церкви, стоявшей без пения более 60 лет и чрезвычайно обветшавшей. Многие чудеса, бывшие от этой святой иконы, были исследованы по повелению Благоверного государя царя Михаила Феодоровича. С благословения Патриарха Филарета построен здесь монастырь, который существовал до 1764 года. На этом месте сейчас приходская церковь Богородицкая, что в Новословинской пустыни, построенная усердием прихожан в 1806 году. Она имеет три престола: в честь Словинской иконы Божией Матери, святого Иоанна Предтечи и преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.
Сказание о явлении чудотворного образа Смоленской божией Матери
Сказание о явлении чудотворного образа Владычицы нашея и Приснодевы Марии честнаго и славного Ея образа нарицаемыя Смоленския.
В 1628 году 15 мая (28 нового стиля), при царствовании Христолюбивого Царя Михаила Феодоровича случилось явление чудотворного образа пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, называемом Смоленская в Костромском уезде, в пригородке Кадые, в Кусской веси. Явился чудотворный образ некоему человеку именем Тит, сыну Гавриилову деревни Шерстнева Доровской и Шаритской волости Галичского уезда.
Муж Тит был одержим немощью. Ослабло все тело его, так что не мог ни рукой ничего взять, ни ногами ходить. От этой великой болезни он был в разслаблении два лета и шесть месяцев. По прошествии тех двух лет и шести месяцев внезапно муж Тит начал громко молиться, говоря: "О Пресвятая Госпоже Дево! Помоги мне рабу твоему". Жена и дети его удивились, что он так громогласно возопил говоря: "Госпоже Дево, помоги мне". И оставивши свои домашние дела, подошли к кровати, на которой лежал разслабленный, и спрашивали его, что случилось? Он же, увидев жену и своих детей, стоящих перед одром, встал совершенно здоровым, и повелел своей жене и чадам позвать своего духовного отца, священника по имени Евдоким Григорьев, которому и поведал следующее: "Когда я лежал на своей постели, от великой скорби о болезни моей уснул, и вдруг увидел светолепную Жену, в блистающем одеянии, держащую на своих руках Младенца. И говорит Она мне: "Тит, встань со одра своего, иди, и позови отца своего духовного, и пойди с ним в Костромской уезд, в Кусскую волость, и спрашивая, узнай о дороге, по которой ездят из Москвы ко граду Унже, и идя той дорогой, найдешь речку Якушку, и сойдя с этой дороги пойди по реке вниз, и найдешь другую речку Словинку. И от места слияния тех речек, пойди на запад, на гору. И увидишь шатровую разваленную церковь, в которой растет береза, и войдя в церковь, найдешь под березой стоящий за престолом образ Мой Одигитрии Пресвятой Богородицы". Его духовный отец Евдоким, слышав от него такое повествование, начал, радуясь плакать, веруя всему слышанному от Тита.
Выйдя на унженскую дорогу, и немного пройдя по ней, нашли речку Якушку, и пребывая в поисках, не нашли указанное место. Пришедшей ночи, сотворив молитву, священник Евдоким и Тит легли спать. Во сне явилась Титу Пресвятая Богородица, как и в первый раз, указуя перстом место и церковь. Утром, пробудившись от сна, Тит все рассказал отцу своему духовному Евдокиму, как явилась ему Пресвятая Богородица, указывая ему место и церковь. Священник Евдоким все слышав еще сильнее возгорелся духом, и сотворив на том месте молитву, возобновили поиски. Но и на второй день не нашли ни церкви, ни иконы. Уставши от поисков пришли в деревню, называемую Доронино, остановились на ночлег у богобоязненного мужа Иакинфа и рассказали ему подробно о всем, случившимся с ними. Иакинф же, слышав всё повествование, сказал им, что знает и место, и церковь. Был же муж тот ловец птиц и зверей. Восстав утром, пошли вместе с Иакинфом, который указал им место и церковь. Они же, увидев это место, весьма возрадовались радостию великой и от радости заплакали. Поклонившись, вошли в церковь и увидели Пречистый образ, стоящий за престолом и перед ним горящую свечу и написанный канон Одигитрии Пресвятой Богородице. Церковь от образа была освещена как от солнца, и краски на иконе не потускнели, как вчера была написана, хоть церковь около 60 лет была в запустении. Священник Евдоким начал петь молебен и по окончании молитвы благословил сына своего духовного. Он же, не возвращаясь домой, начал строить часовню. С тех пор слава об иконе Божией Матери пошла повсюду, и многие приходили от многих градов и весей и получали исцеления каким кто недугом был одержим. Тит же постригся в монашеский чин, и многие люди приходили к нему и постригались. И возвещено было о явлении Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея России самодержцу и отцу его Филарету Святейшему Патриарху Московскому и всея России. Они же, узнав о явлении и чудесах и получив свидетельства, дали книги и ризы на устроение Святых Божиих Церквей. Весть прошла о явлении чудотворного образа и различных чудесах от него происходящих во многих городах и весях. И приходили многие одержимые различными недугами, и молитвами перед образом Одигитрии Пресятой Богородицы получали исцеления. Слепым прозрение; хромым хождение, разслабленным исправление. И с тех пор праздник начали праздновать радостно славяще Отца и Сына и Святого Духа и заступницу нашу Богородицу и Приснодеву Марию.
Прошли годы, и воспоминание об этом событии почти стерлось из памяти людской. Место явления пришло в запустение, поросло лесом. Перестали устраиваться молебствия и крестные ходы в день явления иконы. Но Бог хранил явленный образ Своей Матери в селе Словинка. Многие прибегали к нему, получая исцеления от телесных и душевных немощей.
Два года назад была восстановлена часовня на месте явления Словенской иконы, устроена купальня.
И теперь, как и встарь, восстанавливается традиция крестных ходов к месту явления Словенской иконы Божией Матери.
© Настоятель Геннадиевского прихода иерей Виталий Воскресенский, "Сельская Новь" № 58 (9665), 26 мая 2005 г.
Житие Преподобного Тимона, старца Надеевского (1766-1840)
Весной 2005 года я узнала наконец-то, что же за монастырь был расположен рядом с деревней Паново, а также как тамошний колодчик стал святым. Оказывается раньше (до 20 века) там находилась Николо-Надеевская пустынь. А колодчик освятил святой Тимон Надеевский, восстановивший из запустения эту пустынь. За его святые дела он был прославлен в лике местночтимых святых Костромской епархии в 2003 г.
Преподобный Тимон (в миру Тихон Федоров) родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии, в семье диакона одного из местных храмов Феодора и его супруги Анисии. Обученный отцом, мальчик уже в семилетнем возрасте свободно читал церковные книги, отличаясь при этом любовью к уединению и молитве.
Получив образование в Нижегородском Духовном училище, Тихон вернулся в родительский дом к уже тяжело больному отцу. В этот период своей жизни юноша часто совершал паломнические путешествия по монастырям Нижегородской, Костромской, Владимирской и Тамбовской епархий. Достигнув двадцатилетнего возраста, он женился на дочери одного из балахнинских священнослужителей Евдокии и был рукоположен во диакона к Свято-Алексеевскому храму села Зиняково Семеновской округи Нижегородской епархии. Однако вскоре его супруга скончалась. Стараясь утишить скорбь о потери горячо любимой матушки, диакон Тихон Федоров часто посещал Саровскую пустынь, где его духовным отцом стал великий святой Русской земли - преподобный Серафим Саровский. По благословению старца Серафима отец Тихон в 1800 году поступил в число братии нижегородского Вознесенского Печерского монастыря и вскоре принял иночество с именем Троадий.
В апреле 1801 года епископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков-Румовский; 1738-1811) назначил иеродиакона Троадия строителем городецкого Богородице-Феодоровского монастыря - обители, в стенах которой до 1239 года пребывала великая святыня Костромской земли чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. В январе 1804 года иеродиакон Троадий был пострижен в монашество с наречением имени Тимон - в честь святого апостола от семидесяти Тимона. В 1814 году епископ Нижегородский и Арзамасский Моисей (Близнецов-Платонов; 1770-1825) рукоположил отца Тимона во иеромонаха.
В марте 1818 года иеромонах Тимон по болезни был освобожден от должности строителя обители. Стремясь к уединенной подвижнической жизни, преподобный сначала перешел в Высокогорскую Вознесенскую пустынь близ Арзамаса, а затем совершил паломничество к святыням Русского Севера. Именно тогда он впервые посетил Николо-Надеевскую пустынь Костромской епархии - и, всей душой полюбив это место, твердо решил перейти сюда на жительство. Преподобный Серафим благословил намерение отца Тимона, произнеся при этом знаменательные слова: "Сей плоды, да расцветут цветы".
Весной 1825 года преподобный Тимон переселился в Надеевскую пустынь. Здесь, в 10 верстах от обители, он выкопал землянку и устроил в ней келью, где проводил жизнь в подвигах поста, молитвы и богомыслия на протяжении семи лет, посещая Надеевскую пустынь лишь по воскресным и праздничным дням для совершения богослужений. Но в начале 1832 года Господь сподобил преподобного Своего явления, повелев старцу приступить к возобновлению Надеевской пустыни - которая, приписанная к Троицкому Кривоезерскому монастырю, тогда находилась в ветхом состоянии, не имея даже постоянной братии.
Жизнеописание старца так передает слова, обращенные Господом к преподобному: "Не ужасайся, старец, а сотвори то, что Я повелю тебе. Иди в пустынь угодника Моего святителя Николая Чудотворца, в которой спасались некогда многие иночествующие, и возобнови ее для жительства вновь иночествовать имеющим по тебе в последующие годы".
Чем дольше преподобный размышлял о том, как возобновить Надеевскую пустынь, тем более это дело казалось невозможным для него - и по возрасту (старцу к тому времени исполнилось 65 лет), и по слабости телесных сил, и по отсутствию материальных средств для начала работ. Но однажды, когда отец Тимон предавался подобным скорбным раздумьям, ему в легком сне явился святитель Николай и с любовью сказал: "Что ты скорбишь, старец, о таком деле, которое совершенно зависит от воли Божией? Неужели Господь, благоволивший избрать тебя для исполнения воли Своей, не силен помочь тебе? Вот ты посмотри, что для тебя при мне имеется". С этими словами святитель Николай показал преподобному мешок, полный золота, и тотчас стал невидим. Сомнения, долго томившие отца Тимона, после этого явления рассеялись; твердо уповая на помощь Божию, он стал готовиться к воссозданию пустыни.
Начиная столь важное дело, преподобный Тимон не мог не испросить благословения своего духовного отца и наставника - преподобного Серафима. В апреле 1832 года старец Тимон в последний раз пришел в Саровскую пустынь. Благословляя его на исполнение повеления Божия, преподобный Серафим, обращаясь к своему ученику, произнес слова, известные ныне каждому почитателю памяти саровского подвижника: "Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей на пути, сей и в тернии; всё где-нибудь да прозябнет и возрастет и плод принесет, хотя и не скоро".
Благословляя преподобного Тимона на обратный путь, святой Серафим предсказал свое скорое преставление ко Господу: "Наступает уже время, в которое я должен предстать к Нелицеприятному Судии Богу и отдать отчет в своих делах, ибо по прошествии восьми месяцев после нашего с тобою свидания я вызван буду из сей временной земной жизни в вечную жизнь, а ты после меня проживешь на земле еще семь лет. Прошу тебя, дорогой мой друг отец Тимон, поминай меня во святых своих молитвах; в благословение тебе даю после себя лапотки, которые и завещаю надеть тебе на свои ноги тогда, когда Господь воззовет тебя в небесные Свои обители. Теперь иди в свою Надееву пустынь и, что Господь покажет, то и делай. Он там утешит тебя еще и не одним откровением, которыми ты и доселе был сподобляем от Бога".
В том же 1832 году преподобный Тимон начал строительство в Надеевской пустыни каменного Успенского храма с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Макария Унженского (постройка которого полностью завершилась в 1837 году). Одновременно преподобный выкопал вокруг обители канавку (подобную знаменитой Дивеевской), а также ископал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая.
Земные труды преподобный Тимон сочетал с подвигами духовными. Господь наградил святого благодатными дарами прозорливости и чудотворений, любовь и смиренномудрие старца привлекали к нему множество людей. Братия обители и паломники, иноки и миряне обращались к старцу за советом, утешением и наставлением. Один из жизнеописателей преподобного повествует: "Пустынные лесные дороги покрылись многочисленными толпами пешеходов, стремившихся к старцу Божию с тяжелым бременем своих духовных и телесных нужд. Посещали старца и образованные люди, чтобы насладиться его беседами, благоухавшими благодатью Божией. И поистине сокровищницей великих благ была беседа его; смиренная и вместе властная, она согревала сердце, снимала завесу с глаз, озаряла ум духовным разумением, приводила к раскаянию, рождала желание исправиться, стать лучшим и более совершенным, возбуждала надежду, что исправление совершится; она была как ясный луч солнца, разгоняющий темноту. Как всю свою жизнь, так и слова свои отец Тимон основывал на Слове Божием - просившим у него совета по трудным обстоятельствам жизни он давал разъяснения на основании Священного Писания и примеров из жизни святых Божиих". Среди духовных чад преподобного Тимона был и епископ Костромской и Галичский Владимир (Алявдин; 1791-1845).
Многие случаи прозорливости старца и совершавшихся по его молитвам чудотворений были документально зафиксированы еще при жизни преподобного. Вот несколько отрывков из хранившейся в монастыре рукописи:
Княжна Екатерина Александровна Вяземская, не имевшая обычая целовать благословляющую руку священника, пред поездкой своей в Надеев сказала, что из угождения сестре своей Софии она облобызает руку старца Тимона. Благословляя ее по прибытии в Надеев, подвижник Божий заметил: "Возьми, поцелуй руку и не думай, что это мне лично нужно и приятно; но, смиренно лобызая руку священника, ты воздаешь честь невидимо благословляющему тебя чрез него Спасителю".
При посещении старцем Тимоном села Парфентьева некая мать подвела к нему на благословение своего 13-летнего сына, уже три года лишившегося употребления языка. Служитель Божий сказал, что подобные несчастья происходят от безрассудных слов самих родителей, в пылу раздражения греховного призывающих на головы детей различные бедствия. Благословив затем отрока, старец возвратил ему потерянный дар слова.
Как велика была сила веры и как чудодейственна молитва старца, показывает следующий случай. Загорелась скотная изба в монастыре и уже вся была объята пламенем. Монахи выбежали тушить пожар и разламывать избу, а старец Божий, никому не сказав и слова, войдя в свою келлию, спокойно встал на молитву, и в ту же минуту пламя погасло само собою, тогда как и инструментов пожарных здесь никаких не было; так молитва праведника превозмогла силу разрушительной всепожирающей стихии и угасила огонь".
Пройдя долгий и многотрудный путь земной жизни, преподобный Тимон мирно преставился ко Господу 21 января (по старому стилю) 1840 года; погребение его состоялось в Надеевской пустыни, за алтарем Успенского храма. Последние слова преподобного обращены были к братии обители: "А вы, отцы и братие, сотрудники мои, при несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержною, миролюбивою, молитвою бденною, пламенною, терпением постоянным, сокрушением нелицемерным идите неуклонно - пролагайте себе дорогу в вечность, за гробом на небе наша отчизна; все простите меня, молю вас, Господа ради".
С наступлением скорбных для Церкви событий ХХ столетия Николо-Надеевская пустынь подверглась закрытию и разорению. Однако верующие продолжали приходить на могилу старца Тимона, на выкопанный им Никольский источник. По сей день молитвами преподобного Тимона на источнике совершаются исцеления больных.
Прославление преподобного Тимона, старца Надеевского, в лике местночтимых святых Костромской епархии духовно венчает собою празднование на Костромской земле общецерковного юбилея - столетия канонизации его духовного наставника преподобного Серафима Саровского.
© www.kos.orthodoxy.ru
Шача, левый приток Костромы, живописная лесная река. На ней немало песчаных пляжей. Место для ночлега найти нетрудно на всем протяжении маршрута. Основные препятствия - мостики, в верховьях - перекаты, возможны завалы. Река доступна для начинающих туристов и туристов с детьми.
Протяженность маршрута от Сусанино до с. Бол. Сандогора (на Костроме) около 100 км (из них около 15 км - по Костроме).
Протекает река Шача и в Словинке, потом она вливается в более полноводную реку Немду. Раньше это была довольно-таки глубоководная река, но в настоящее время, она с каждым годом мелеет. На Шаче в Словинке стояла электростанция, она стояла на таком глубоком омуте, что ходило придание, будто в этом омуте может уместиться словинская церковь. Но сейчас, к сожалению, как и многие другие организации в селе, электростанция закрыта.
Также на реке есть место под названием Вертячее. Оно так называется из-за того, что раньше тут образовывались небольшие воронки воды. На этом месте находится один из пляжей села. Очень красивый пляж, но он почему то не пользуется особой популярностью у жителей, туда ходит купаться только моя семья и наши знакомые, или люди, которые ищут тишины и уединения. Рядом с рекой есть родничок.
Шача - рыбная река, неплохо иногда посидеть половить окуней, карасей, ершей, а иногда и щука попадается. Река имеет очень много старок (старых русел реки), это тоже излюбленное место у рыбаков. Так как иногда стоит разок пройтись с бреднем, и он наполняется рыбой.
По реке иногда сплавляются на байдарках, лодках туристы.
© Е.А. Морева, 2002 г.
Герб Антроповского района
В июне 2005 года у Антроповского района появился свой герб и флаг. Работа над символами муниципального образования шла два года. Геральдическое описание герба гласит: в золотом поле зелёный шар (диск), увершенный церковной кровлей и главкой (под трилистным крестом) того же цвета и обременённый лазоревым шаром, имеющим серебряную кайму, вверху разомкнутую, внизу узкую в виде струй, бьющих внутрь шара. В основу композиции герба положен мотив "Святой колодчик" - родник, находящийся на территории Словинской сельской администрации. В 17 веке на этой территории (около села Паново) существовал монастырь (Надеевская пустынь), настоятель которого Тимон (ученик Серафима Саровского) нашел (по другой версии построил) родник со святой чудодейственной водой, названный "святой колодчик". Святой колодчик изображен в виде лазоревого шара, окаймленного изнутри серебряными струями, бьющими внутрь шара.
Значения цветов герба:
Лазурь - символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели.
Серебро - символ совершенства, благородства, чистоты, веры, мира.
Зеленый перстень (кольцо) - символ вечности, завершенности, непрерывности, символизирует силы природы, постоянно дающие источнику чудодейственные свойства.
Всю свою историю население Антроповского района занималось земледелием и переработкой сельскохозяйственной продукции. Об этом аллегорично говорит золотое поле герба.
Золото - это цвет солнца, урожая, эликсира жизни, символизирует величие, уважение, великолепие и богатство.
Другой важнейшей сферой является лесопромышленное производство, показанное в гербе зеленым цветом.
Зеленый цвет - это цвет природы, символизирует жизнь, здоровье, надежду, возрождение.
|