О к р е с т н о с т и С л о в и н к и
Окрестности Словинки >>
История поселка Антропово >>
История села Палкино >> Новая
О селе Палкино >>
Окрестности Словинки довольно-таки примечательны. К сожалению, я не очень хорошо знаю их историю, но постараюсь изложить вкратце некоторые интересные подробности.
Деревня Паново. (7 км. от Словинки)
Эта деревня примечательна тем, что раньше рядом с ней находился мужской монастырь. До сих пор ходят легенды об этом монастыре. Но все что осталось от него в настоящее время - это остатки фундамента и святой колодчик. По преданию его освятили монахи, и сами они постоянно пользовались водой этого колодца. В настоящее время над колодчиком сделана деревянная беседка, в углах которой стоят иконы. Жители окрестных деревень периодически приезжают сюда за святой водой. 10 августа, в Одигитрию, сюда съезжаются все после моления в словинской церкви.
А еще есть примета, что если оставить рядом с колодчиком старые, ненужные вещи, то вместе с этими вещами тут останутся и все неудачи. Очень печальная примета, так как все пространство вокруг беседки обвешано старыми тряпками, платками, иногда трусами, рваными колготками.
В лесах под Паново очень много ягод, грибов, здесь протекает река Немда. Раньше это была большая деревня. Но сейчас там осталось всего 5-6 жилых домов, в которых доживают свой век старики. Раньше сюда приезжало летом много молодежи, но с каждым летом ее все меньше. Очень жаль, что скоро эта деревня совсем опустеет.
Деревня Демино. (3 км. от Словинки)
Эта деревня не отличается особым историческим прошлым. В настоящее время это небольшая деревня. Здесь находится ферма молочного скота, которую переметили сюда из Словинки.
Село Георгиевское. (5 км. от Словинки)
Ничего не могу сказать конкретного про историю Георгиевского, но знаю, что это очень интересное место. Во-первых, там сохранился до сих пор небольшой церковный приход. В советские годы, правда, там располагался загон для скота, да и настоящее время там часто можно увидеть отдыхающих в теньке овец. Но в этом приходе сохранились старинные фрески. Не могу точно сказать, в каком веке они были нарисованы, но сохранились они хорошо. Все стены расписаны сюжетами из Библии. Приход находится на высокой горе, а прямо перед ним идет пологий спуск в очень широкое поле-воронку, посередине которого протекает река Шача. Это место называется Барская гора. Здесь когда-то располагался барский дом. А на реке Шаче, протекающей за Георгиевским, сохранилось место, где раньше находилась мельница. Село очень живописное. Раньше оно тоже было очень большое, там была школа, клуб, ферма и т.д. Но теперь там осталось всего 3 жилых дома.
© Е.А. Морева, 2002 г.
История поселка Антропово
Родившись в 1905 году среди лесов и болот, п. Антропово медленно проходил свой пусть развития. По воспоминаниям жительницы поселка Котовой Е.Н., приехавшей сюда в 1943 году, лишь три улицы в то время имели название: первая, вторая и третья Привокзальные, а кругом - лес. Наиболее застроенной на южной стороне, вспоминает Елизавета Николаевна, была нынешняя улица Белоусова, да и на ней росли елошник, кусты.
После войны стали в Антропове строиться частные дома, в основном приезжали жители деревень из-за Палкина, особенно как грибы строения росли за "линией".
Крупным предприятием было заготзерно. К работе на нем привлекались пленные немцы на отгрузку, а потом уже в 1948 году появилась военная часть в Репище, жили семьи военнослужащих и в п. Антропово.
Освоение лесных богатств нашего края пошло ускоренными темпами после Великой Отечественной войны, когда потребовался лес для восстановления разрушенного за войну хозяйства страны. В августе 1947 года прибыли 2 батальона солдат, которые начали строить узкоколейную железную дорогу сразу с двух концов: из Антропова и из Маховатки. Та узкоколейка действовала и до недавних пор. Затем был образован Главгражданстройлес. Одним из его начальников был Николай Федорович Храпачев, позднее его сменил Иван Андреевич Максимов, по отзывам, "толковый мужик из Москвы". Затем организацию в разные годы возглавляли Лепишев, Луговой, Бутнев. Позднее Гражданстрой был переименован в Антроповский леспромхоз.
С изменением границ нашего района, когда часть его территории отошла к Парфеньевскому району, леспромхоз стал называться Советским, в который вошел и Антроповский лесопункт - поселкообразующее в то время предприятие и вплоть до 80 годов прошлого века.
Большой вклад внес лесоучасток в становление и развитие системы дошкольного воспитания, строительство ведомственного детского сада. В связи с возросшим числом жилых домов на северной стороне поселка решением поселкового Совета № 19 от 22.11.1978 года образуется новая улица - Зеленая.
В это же время бурное развитие получают "Сельхозтехника", "Сельхозхимия", маслосырзавод, районное потребительское общество, комбинат бытового обслуживания населения, другие предприятия и организации поселка, проводится благоустройство центральных улиц. В 1975 году объединение "Сельхозтехника" осваивает хозспособом 900 тыс. руб., в т. ч. на строительство автопарка - 50 тыс. руб., на жилищное строительство - 80 тыс. руб. За год автопарк увеличивается на 25 единиц автотранспорта. Только доломитовой муки необходимо перевезти 36 тыс. тонн. Лучшие водители "Сельхозтехники" премированы именными часами. Активно ведется жилищное строительство объединения "Сельхозтехника". 25 марта 1984 года образована новая улица - улица Механизаторов, 27 июля 1981 г. - ул. Молодежная. В связи со строительством и сдачей в эксплуатацию жилых домов "Агрохимобъединением" решением исполкома Антроповского поссовета от 12 января 1980 г. образована ул. Агрохимиков.
В районе нового маслозавода в связи со строительством и сдачей в эксплуатацию жилых домов решением поселкового Совета № 27 от 16 июля 1976 года образована улица Заводская. Бурное развитие получает в районе мелиорация. На северной стороне поселка Антропово мелиораторы быстрыми темпами ведут жилищное строительство. Решением исполкома поселкового Совета № 24 от 27 июня 1981 г. в поселке появляется еще одна новая улица - Мелиораторов.
Созданное в марте 1979 г. межхозяйственное АТП стало центром занятости молодежи. Выпускники школ, СПТУ с 6ольшим удовольствием работали на тракторах МТ13, количество которых в организации доходило до 18 единиц. Ребята, вернувшиеся из армии, садились в основном за руль автомобилей, парк которых в организации перевалил за 40 единиц, а при объединении с "Райсельхозтехникой" - до 90. Это был рай для занятости молодежи.
Усиленными темпами МАТП вело жилищное строительство, более 40 квартир было построено в это время. Улица Правды в Черемушках - поистине детище МАТП.
В этот же период входят в строй объекты социально-бытового назначения:
1987 г.- универмаг на 19 рабочих мест;
1990г. - комбинат бытового обслуживания населения;
1976 г. - функционирует гостиница "Заря", позднее переименованная в "Рассвет".
1984 г. - хлебозавод, восстановленный после пожара.
1970-1980 годы войдут в историю поселка, как пик развития его в 20 веке, первом 100-летии его существования.
© Подготовил научный сотрудник Дома-музея М.С. Малинина Г И. Харчев. "Сельская Новь" № 65(9672), 11 июня 2005 г.
История села Палкино (к 430-летию Палкина)
На сегодняшний день наибольший интерес представляет находка заслуженного врача РСФСР В. Н. Васильева, жившего в Ленинграде, который обнаружил в архивах Ленинградской публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина документ, где указано, что село возникло в годы царствования Ивана Грозного и принадлежало боярскому роду Годуновых. Стояло оно на тракте между уездными городами Макарьевом и Галичем и занимало площадь равную нынешней Советской улице. Существовали также усадьбы помещиков Архангельского (микрорайон участковой больницы), дачи купца Юникова, купца Воробьева, Пахомова, которые разместились на Ивакине (улицы Социалистическая, Малинина). Трудно представить сейчас, что на таком клочке земли могли размещаться около 100 крестьянских дворов, четыре трактира, лавки купцов, многочисленные балаганы и конная площадь.
Но не это самое существенное в истории прошлого села, а особенности социально-бытового уклада. Одна из самых значительных - сельский базар, который давал полное представление о жизни людей в селе и окружающих его деревнях. Нужно отметить, что только деревень вокруг с. Палкина размещалось более 20 в радиусе до 3 км. Базар был не только местом купли-продажи, но, что особенно важно, служил местом общения. Здесь имелся богатый выбор изделий народных промыслов, выполненных руками искусных умельцев. Сюда везли свою продукцию - знаменитые чесанки словинские пимокаты, а их соседи из деревень Буянова, Зилова, Романова, Никиток умело мастерили обувь для простого народа - лыковые лапти любого размера и цвета: от голубоватого до коричневого. Много всевозможных изделий из бересты могли предложить крестьяне из Фомикина, Новинского, Смолянок. Особым спросом пользовались коробы и обувь - так называемые ступни.
Умением плести корзинки, кузова из сосновой щепы отличались мужики из Акулова, Симагина, Ивашева. Удивительное зрелище представлял собой торговый ряд умельцев - бондарей из Титова, Хрылева, Высокова. В нем стояли на выбор кадки, ушаты, кадушки, ведра. И, конечно, украшением всего базара были изделия местных гончаров - глиняные горшки, кринки, кувшины, корчаги, детские игрушки, украшенные разнообразной росписью. Непревзойденными мастерами гончарного мастерства слыли крестьяне из Лесного Юркина, Игнатова, особенно династия Зуйковых. Умели на селе испечь на любой вкус хлеб - ситный, пеклеванный, баранки заварные и сдобные булки.
Жители деревень Юркино, Владимирово рекламировали свой товар: кожаные сапоги, сандалии, ботинки. Из Помчища везли на продажу расписную посуду. Крестьяне Ситникова доставляли на базар свой фирменный товар - высшего качества колбасы.
Основной доход большинства крестьянских семей давало отходничество. Уходили мужики и парни, как правило в Петербург, где работали кровельщиками, малярами, столярами, плотниками. Немногим удавалось скопить денег на хозяйство.
Повезло дважды смекалистому, оборотистому мужику из Щапова Белорукову, который скопил довольно приличный капитал и в порядке благотворительности построил в селе и деревнях несколько начальных земских школ. Но в целом бедность и безземелье терзали крестьян.
Прогрессивным фактором в жизни села можно считать сельский сход, который решал вопросы благоустройства, ремонта и очистки колодцев, общественных покосов, устройства выгонов для скота. В селе имелся общественный склад ("магазея"), где хранился страховой фонд зерна на случай стихийного бедствия. Он создавался из определенных взносов каждого хозяйства.
Досуг молодежи был, конечно, примитивный. Большой популярностью пользовались игры в кости, лапту, городки. В зимнее время девушки на посиделках занимались рукоделием - пряли, вязали. Здесь можно было послушать сказки, побывальщины, послушать залихватские игры на гармошках, забавы местных острословов и затейников. Но вот что примечательно: тогда практически не было случаев злоупотребления спиртным. Юноша, замеченный в этом, окружался всеобщим презрением и молодежи, и взрослых. Пример достойный подражания.
Шло время. Дух революционных преобразований коснулся и Палкина, нашел здесь понимание и поддержку. Особо бунтарски были настроены крестьяне из деревни Черепенино. Многие, как братья Скородумовы, Зайцевы, состояли в партячейке. Не забыть сельского активиста, члена многих комиссий С. В. Турилова. Ровесники Октября, и те, кто родился несколькими годами позднее, знали передовых людей своего села, участников II съезда Советов, видевших и слышавших Ленина. Особым почетом пользовались наши земляки, участники штурма Зимнего, братья Сергей и Василий Зверевы. Жил в селе герой гражданской войны Г. Казаков, награжденный реввоенсоветом республики.
В 1928 году Палкино стало центром района с поселением около 50 тысяч человек. В то время насчитывалось в Палкинском районе около 160 населенных пунктов. В 1930 году в жизни села Палкина наступил поистине перелом - был создан колхоз. Это отразилось на судьбах многих людей. Ветераны и сегодня с уважением вспоминают председателя первого колхоза "Путь Ленина" А. П. Ильичёва, человека по тем временам грамотного, инициативного. Хозяйство приобрело плуги, конные молотилки, сеялки, сенокосилки. Первый общественный урожай принес на каждый трудодень по 6 кг зерна, получили горох, крупяные культуры и корма для личного скота. Это было настоящим триумфом общественного хозяйства. Сейчас в хозяйствах не один десяток тракторов, а тогда первый трактор отечественного производства - "Красный фордзон" встречала вся округа.
В эти годы в Палкине открылась школа крестьянской молодежи с семилетним сроком обучения. Первым ее заведующим был герой гражданской войны Ю. Н. Столяров. Первые выпускники ШКМ стали активными участниками многих героических дел в стране, став военными, рабочими, учителями, врачами. Тогда впервые в селе появилось радио.
С того времени прошло несколько десятков лет. В жизни села были и взлеты, и падения, и каждый раз палкинцы выходили из сложных ситуаций с присущим энтузиазмом, с новым подъемом.
© Ю. Третьяков, руководитель музея Палкинской средней школы, "Сельская Новь". "Сельская Новь" № 57 (9664), 24 мая 2005 г.
Краткая информация о селе Палкино
Опять напишу кратко о том, что я знаю о Палкино. Село находится километрах в 40 от Словинки. Оно одно из самых больших в Антроповском районе Костромской области. Раньше оно было административным центром этого района, но потом, когда через Антропово прошла железнодорожная ветка, центр перенесли туда. Сейчас в селе очень хорошо работает совхоз, у него традиционно большие показатели по заготовке сена, зерна, удоям молока и т.п. Есть средняя 11-летняя школа, клуб, магазины, больница. Постоянно ходит автобус из Палкино до Антропово. В середине села есть большое озеро, но с каждым годом оно зарастает камышом. На берегу этого озера, на горе стоит старая, полуразрушенная церковь, рассказ о которой ниже. Развалины ее выглядят довольно-таки живописно. Я каждый год собираюсь заглянуть на нее поближе, но не удается пока. Сейчас за этой церковью построена деревянная, но службы, по-моему, ведутся в ней не постоянно. В селе Палкино родился известный протоирей Михаил Иванович Горчаков. Краткая информация о нем здесь:
http://orthodox.spbu.ru/gorch.htm
Палкинская церковь
При въезде в село Палкино с левой стороны на высоком холме бросается в глаза величественное здание. Это церковь, именуемая Николо-Дор. Она была построена вместо старой деревянной в честь победы 1812 года над Наполеоном Бонапартом.
Церковь состояла из трех строений для летнего и зимнего богослужения, стояла также сторожка. Здесь было немало уникальных икон в золотых и серебряных окладах, особо выделялась с распятием Христа. Стены и потолки расписывались мастерами из Палеха. До сих пор несмотря на непогоду и прошедшие годы, в летней церкви сохранились остатки прекрасной живописи о сотворении мира на земле. Настоящими шедеврами искусства являлись резьба по дереву, царские ворота, иконостасы.
Церковь была обнесена кирпичной оградой, а по обеим сторонам ворот при входе на ее территорию светились богатые подсвечники. Еще в послевоенные годы по всему периметру ограды на захоронениях святых лежали мраморные плиты, стояли памятники и обелиски, на которых золотыми буквами были высечены тексты.
В алтарях хранились древние книги в кожаных переплетах с богатой золотой и серебряной инкрустацией. Службу правили два священника, два дьякона, два дьячка. Богослужения, религиозные обряды проводились в тепле и с присущей церкви особой чистоте и благости. Так продолжалось до 1930 года.
Советская власть расправилась со служителями просто, наложив тяжелый хлебный и денежный налоги. Священник Д. Рязановский не выдержал побора и в одну из осенних ночей сбежал, бросив дом, имущество на произвол судьбы. Другой поп К. Преображенский пустился в пьянство и в дальнейшем был репрессирован и погиб. Интересна судьба дьякона А. Померанцева, который не унывал в трудных обстоятельствах, обладая чувством природного юмора. Несмотря на то, что подвергался всевозможным притеснениям - не раз арестовывался, был судим, но выходил и вновь служил Богу. Погубила его вредная привычка кричать непомерным басом в адрес правителей "Воры! Грабители!" Его арестовали и сослали на Соловки, на родину А. Померанцев не вернулся. Другой дьякон М. Покровский изменил Богу, переметнулся к большевикам, отбил у попа попадью и уехал в дальние края.
В народе сложилось мнение, что служители культа - богатые люди. Но это не так. И среди них были отчаянные бедняки, такие, например, как дьяк Никольской церкви М. Лебедев. Вся его одежда зимой и летом - подрясник и камилавка.
Церковная служба была закрыта в начале 30-х годов. Власть использовала летнюю церковь в 1934-35г.г. под склад для хранения зерна. Его сыпали по всему полу на высоту четырех метров, в результате чего оно возгорелось и погибло. Живопись, резьба, иконы подверглись порче. Утварь расхищали, наблюдалось надругательство над чувствами верующих.
В 1938 - 1939 годах Никольская церковь вновь открылась. Священником в ней стал Рябцовский, прошедший ГУЛАГ. Эрудированный, умный человек, знаток истории, он пользовался большим уважением у прихожан. А когда церковь окончательно закрыли, работал в советских учреждениях, воевал и погиб во время Великой Отечественной войны.
Достопримечательностью храма можно назвать высокую колокольню, которая являлась настоящим украшением окружающей местности. С ее площадки просматривались восемь приходов: Николо-Порга, Николо-Бувыкино, Николо-Ержа, Михаила Архангела, Понизье, Пречистое, Шебол, Ильи Пророка. Все эти храмы варварски уничтожены.
Перед войной и после войны в нашем селе культурно-просветительская работа проводилась в клубе, под который был приспособлен пожарный сарай (на месте нынешнего памятника погибшим воинам села). Но вскоре он пришел в ветхость. Перед исполкомом райсовета встал вопрос, где разместить очаг культуры. Было принято решение о реквизиции здания церкви. Решалась и судьба колокольни: оставить или сломать. Послушное большинство было за слом. Все началось с сокрушения многометрового деревянного креста, покрытого серебристой жестью. Он блестел на солнце и был виден на десятки километров. Вся эта "церемония" происходила на глазах многолюдной толпы. Будучи школьниками мы тоже наблюдали за происходящим. К высокому шпилю, состоящему из дубовых половых досок, были привязаны длинные веревки. После того, как доски подрубили, шпиль вместе с крестом с помощью веревок был сорван.
Церковь, оборудованная под клуб, не дала того эффекта, которого ожидали. Долгие годы не могли разгадать, как она отапливалась, поэтому в помещении всегда стоял холод. Слишком сильной была акустика, фильмы было показывать нельзя, звук воспринимался с большим напряжением. Часть кирпича из сломанной колокольни пустили в дело, остальное превратилось в огромную бесформенную кучу обломков, которыми несколько лет засыпали ухабы антроповского тракта. В дальнейшем все деревянные перекрытия были сожжены. Печальная участь постигла и другие храмы района.
Народ глубоко сожалеет о разрушенной святыне, богатейшей церкви, стоящей вблизи речки Печелды среди белоствольных берез в гармонии с окружающей природой. Церковь неоднократно грабили, снимались золотые и серебряные украшения, картины.
Никольской церкви исполнилось 190 лет, и она до сих пор привлекает своей грандиозностью, необычной архитектурой, прочностью исполнения. Необходимо уберечь то, что от нее осталось. Ведь это наша история, красота.
© Ю.Третьяков, руков. музея Палкинской ср. школы. "Сельская Новь", 27.02.2003 г.
|