И с т о р и я   с.   У н ж а


   Село Унжа названо в честь притока Волги - реки Унжа (с тюрских языков - <песчаная>, по другой версии - <неприступная>).

   Унжа является древним славянским поселением, появившимся в 11-12 веках. По мнению историков, Унжа возникла при князе Всеволоде Большое Гнездо между 1176 и 1212 годами. Летопись упоминает об этом поселении как о городе в 1218 году.

   В 12-13 веках был опорным пунктом для защиты от татар. В 14-19 веках город выполнял торговую миссию. В 1928 году был образован колхоз <Заря>. В настоящее время в Унже располагается СПК <Новый путь>, участковая больница, школа, ДК, почтовое отделение. В селе находятся памятники архитектуры (в т.ч. три церкви, одна из которых действующая), истории и природы.

   Унжа - старый город. А что о нем известно?

   В словаре Брокгауза и Ефрона (издание 1902 г.) записано: <г. Унжа - заштатный город Костромской губернии Макарьевского уезда, при реке Унже. Жителей 1280 человек. Существовал уже в начале XIII столетия. В 1218 г. им пытались овладеть болгары. О нем упоминается по поводу разграбления Унженского края казанскими татарами в 1468 г. При Иване Грозном Унжа был записан в число опричных городов. Городище основано в XV веке.>

   В труде Херсонского (член Костромской ученой архивной комиссии) <Летописи Макарьева Унженского монастыря Костромской епархии> (издание 1888 г.) упоминается о том, что в 1552 году казанские татары побывали в городе Унже.

   В 1670 году в Унже был отряд Степана Разина под командованием Ильи Ивановича Пономарева. Отряд от Волги шел по реке Ветлуге и затем через территорию нынешнего Тимошинского сельсовета вышел к городу Унже. Находясь в Унже, Пономарев заставил земского старосту Тараску Григорьева собрать народ, а попа Тимофея зачитать <Воззвание к народу Степана Разина>. Узнав о существовании Макарьевского монастыря, отряд пошел туда, но в пути где-то между Унжей и Макарьевом был встречен войсками московского воеводы Василия Нарбекова и потерпел поражение. Историк Соловьев пишет, что <одна воровская шайка перебралась на Унжу и изгибла неизвестно как> (т. XI, гл. 5. История России). Херсонский в своем труде по разработке летописей Макарьевского монастыря утверждал, что отряд Пономарева был разбит на голову. В действительности же, как это видно из сборника авторов Л. Белова, В. Касторского и Н. Соколова по истории города Галича (Костромское издательство 1959 г.), отряд не был разбит, а в составе 400 конных и 300 пеших бойцов через территорию Кологривского уезда отступил к Судаю и осадил его. Руководить осадой Пономарев оставил старшину отряда Мирона Федоровича Мумарина, а сам на пяти поводах с девятью бойцами отправился к Тотьме для вербовки новых сил и изыскания оружия. Но 11 декабря 1670 года на глухой лесной дороге под Тотьмой был пойман отрядом тотемского воеводы Ртищева и 12 декабря 1670 г. повешен у Тотьмы на берегу р.Сухоны. Старшина же Мирон Мумарин от Судая дошел до Великого Устюга, где его поймали и отправили в Москву с несколькими помощниками.

   До преобразования Макарьевской монастырской слободы в город Макарьев (1778 год) в Унже было воеводство (управление уездом). Но монастырская вотчина имела от 20 октября 1626 года царскую грамоту, в которой было сказано: <Боярам и наместникам и их тиунцам монастырских служек и крестьян не судить ни в чем оприч душегубства, разбоя и татьбы с поличным, а ведать и судить их игумену с братиею самим во всем>.

   Город Унжа был долгое время значительным торговым центром и только с образованием г.Макарьева стал хиреть. К сожалению, каких-либо конкретных данных о размерах торговли в прошлом об Унже нет. Но некоторое представление можно иметь из имеющихся сведений о торговле в Макарьевской монастырской слободе. Так, по летописным данным 1667 года в Макарьевской слободе широко велась торговля. Ежегодно в январе и июле проводились ярмарки и каждую пятницу торжки. На время ярмарок только монастырь сдавал <для торгу> 267 лавок, 15 шалашей, 8 изб и 2 чулана. Лавок было 13 рядов. На ярмарки съезжались купцы из Юрьевца, Галича, Унжи, Кинешмы, села Воронея, Нерехты, Решмы, Плеса, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода и из Москвы. Приезжали на ярмарки даже английские купцы с табаком. Надо полагать, что в Унже до образования города Макарьева торговля велась более оживленная, чем в монастырской слободе.

   В Унже имеются два памятника старой архитектуры - церковь Николая Чудотворца 16 в. и городище - военно-инженерное земляное сооружение XV века, одно из наиболее мощных частично сохранившихся в Костромской области.




© Предоставлено Шваковой Татьяной