Н е п р и д у м а н н ы е и с т о р и и
"Синь-камень" (краткая версия)
Недалеко от Александровской горы возле ручья Рябцовки, выбегающего из оврага у деревни Криушкино, лежит огромный валун ледникового происхождения. В народе он прозван "Синь-камень", хотя по цвету, скорее, серый.
С Синь-камнем связано множество легенд. По преданию, он находился вначале на вершине холма. Меряне-язычники, а может быть, и другие племена до них поклонялись ему, приносили жертвы. Почти до конца XVI в. местное население почитало его. По приказу царя Василия Шуйского камень зарыли. Он пролежал в яме 200 лет, пока вновь не предстал перед жителями, привлекая к себе еще больше поклонников.
В 1788 г. камень хотели использовать для фундамента новой церкви. При перевозке по льду озера камень провалился под воду. А через 70 лет он постепенно стал появляться из воды. И теперь лежит на берегу. Сейчас синь-камень - один из уникальных археологических и исторических памятников.
"Синь-камень" (полная версия)
В нескольких километрах от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера (теперь это место именуется архитектурным памятником "Клещинский комплекс") лежит громадный валун, называемый "Синий камень". В настоящее время он имеет сине-серый цвет и очень медленно погружается в грунт. За ним издавна закрепилась слава чудодейственного. По утверждению местных старожилов, среди которых всевозможные предания передаются из уст в уста, пребывание на валуне исцеляет людей от множества болезней, а женщин к тому же от бесплодия!
История "Синего камня" уходит в далекое прошлое нашей страны. Ныне историки совместно с археологами с полной достоверностью установили, что самое первое поселение на берегу Плещеева озера появилось более двух тысяч лет назад. Пионерами-поселенцами были финны, конечно же, язычники, но не приносившие кровавых жертв. Место поселения их привлекло тем, что здесь возвышалась гора высотой 30 метров над водой и отсюда хорошо просматриваемы отдаленные окружающие окрестности.
Когда племя пришло на эту гору, "Синий камень" лежал на ее вершине. Вполне естественно, что поселенцы-язычники сразу же обожествили валун, сделали вокруг него ровную площадку, на краю которой поставили языческую молельню.
Прошли многие столетия. Финнов на берегу огромного водоема среди могучего леса сменили более многочисленные и сплоченные северные славяне, тоже язычники, поклонявшиеся языческому богу Яриле, а поэтому святыню своих предшественников они не повредили. Но зато рядом с ним соорудили большой славянский населенный пункт под названием Клещи. Именно на этом месте вырос впоследствии город Переславль-Залесский.
Вера же в чудесные свойства "Синего камня" переходила из поколения в поколение и довольно устойчиво сохранилась и в наше время.
Даже тогда, когда на Руси прочно укрепилось православие, население прибрежных районов Плещеева озера (даже истинные христиане!) не переставало поклоняться чудодейственному валуну и тайно боготворило его. В те времена православные священники чуть ли не в каждой проповеди убеждали и даже стращали местных прихожан тем, что в камне, к которому они привыкли ходить, живет нечистая сила, отправляющая их души в ад еще при земной жизни. Однако ни запугивания, ни увещевания не останавливали людей от поклонения таинственному валуну. К нему шли, да и до сих пор идут, и стар, и млад, непременно оставляя возле него свои скромные подношения и нашептывая при этом свои сокровенные желания.
Тогда в конце концов местные священнослужители настояли перед иерархами Церкви, чтобы "идолище проклятое" сбросить с горы. Так и сделали. Теперь камень расположился у подножия горы, но люди, как и прежде, продолжали собираться возле него для отправления своих откровенно языческих обрядов.
В начале XVIII века Русская православная церковь решила покончить с идолопоклонством. По приказу царя Василия Шуйского настоятель местного храма распорядился вырыть глубокую яму, столкнуть туда валун и засыпать его землей.
Прошло немного лет. Пришедшие однажды на берег Плещеева озера рыбаки увидели, что "Синий камень" лежит на своем прежнем месте. Каким образом он, имея 12 тонн массы, выбрался из-под земли, да еще за сравнительно короткое время, никто не знал.
И вновь к валуну потянулись его поклонники со своими надеждами и чаяниями.
В 1788 году в Переславле стали возводить церковь. А чтобы прекратить "языческие вакханалии", камень, называемый к этому времени уже "чертовым", решили положить в фундамент строящейся колокольни. Когда наступила зима, и озеро покрылось толстым и крепким льдом, валун взгромоздили на специально сооруженные сани огромных размеров и повезли по льду. Однако недалеко от берега лед проломился, и "Синий камень" погрузился в воду на пятиметровую глубину. Все тогда подумали, что теперь уже навечно. Но буквально через год рыбаки заметили, что затонувший валун очень медленно, но неуклонно перемещается в сторону берега, прямо к своему старому месту. 40 лет спустя он "выполз" на берег. Но с этого времени ему почему-то стало неспокойно лежать на земле, и он начал постепенно погружаться в грунт.
Сегодня почва почти поглотила валун. Поэтому те, кто ныне приезжает полюбоваться им, видят лишь небольшую площадку высотой около 30 сантиметров.
© Серафим Шишкин, "Крестьянская Россия", № 16, 2003 г.
Переславский железнодорожный музей
Переславский р-н, пос. Талицы, ул. Лесхозная, д. 1 (18 км. от Переславль-Залесского)
тел.: (48535) 4-94-79
www.kukushka.ru
Режим работы: ср-вс 10.00-18.00 (март-ноябрь); ср-вс 10.00-17.00 (декабрь-февраль)
Переславская узкоколейка была построена в 30-е годы для вывозки торфа. Эта железная дорога до сих пор обслуживает отдаленные поселки, куда невозможно добраться другими видами транспорта. В 1989 году узкоколейка была выкуплена у государства в частную собственность и стала единственной в России частной железной дорогой. В 1991 году при поддержке нового руководства дороги группой энтузиастов здесь был организован Переславский Железнодорожный Музей - первое в стране общество по сохранению железнодорожной истории, имеющее собственные пути. Трехкилометровая музейная ветка ведет в живописный поселок Талицы, где на путях небольшой станции и в депо размещена коллекция локомотивов и подвижного состава. Три паровоза, несколько вагонов и дрезин уже отремонтированы и находятся в рабочем состоянии, другая техника ждет своей очереди.
В глубинах Плещеева озера до сих пор водится знаменитая ряпушка - "царская селедка", которая подавалась к великокняжескому и царскому столу. Переславская ряпушка красуется даже на гербе города.
Уже с 1498 года (при Иоанне III) был введен обычай при короновании наследника престола подавать к столу блюдо из переславских "сельдей" (ряпушки). Переславское озеро являлось ближайшим к Москве местонахождением лососевой рыбы, ценной по своим вкусовым качествам. Эта географическая близость при тогдашнем состоянии путей сообщения имела решающее значение. Переславское озеро надолго специализируется как поставщик своей знаменитой "сельди" в Москву.
В разные годы количество "сельдей", доставляемых переславскими рыбаками к царскому двору, сильно колебалось. В 60-х годах XVII века дозволенный годовой улов ряпушки составлял 250 тыс. штук (ряпушка с давних времен считалась на штуки). В конце XVII века - это время самых больших уловов ряпушки в Плещеевом озере - годовой улов доходил до 350 тыс. штук. Эти цифры поражают своей величиной! В настоящее время ихтиологи Института биологии внутренних вод АН оценивают все поголовье половозрелых особей ряпушки в 200-300 тыс. штук.
Ряпушка предпочитает холодную воду, поэтому держится в основном в глубинной части озера на глубине 10-15 м. Питается глубинным зоопланктоном. Зимой почти не ест, и основной рост рыб происходит летом. Летом в светлое время суток держится на глубине. Вечером, после захода солнца, часть скоплений поднимается в средние или даже верхние слои воды, а утром опускается обратно. Такие суточные вертикальные миграции имеют пищевой характер и связаны с перемещением зоопланктона, которым ряпушка питается.
В июле в придонных слоях уменьшается количество кислорода. Дефицит кислорода охватывает толщу воды мощностью 12-15 м. Ряпушка вынуждена подниматься в верхние слои, где ее распространение ограничивает высокая температура воды. Таким образом, жизненное пространство ряпушки ограничивается слоем воды в 1,5-2 м. К счастью дефицит кислорода в нижних слоях до сих пор не приводил к замору ряпушки. К середине августа содержание кислорода в нижних слоях воды увеличивается, и ряпушка снова опускается в глубину. Нерестится ряпушка в ноябре - это единственная рыба в озере, которая нерестится осенью.
В последние 100 лет ее популяция в озере находится в угнетенном состоянии. Это выражается в снижении среднего возраста особей в стаде до 2-3 лет и снижением средней массы тела до 100 г. За последние 100 лет средняя масса тела рыб уменьшилась на 36% . Это связано с изменениями привычных для нее условий обитания, вызванными хозяйственной деятельностью человека. В настоящее время общая биомасса ряпушки в озере оценивается в 200-300 ц.
Музей масок
г. Переславль-Залесский, ул. Урицкого, д. 38 (в Доме Берендея)
тел.: 8 (48535)3-45-91, 8-960-533-48-57
www.masky.ru
Долгое время в стенах историко-архитектурного и художественного музея-заповедника располагающегося на территории бывшего Успенского Горицкого монастыря хранилась уникальная в своем исполнении коллекция масок из папье-маше художника и скульптора Сергея Ивановича Потапова. В настоящий момент музей переехал, но по-прежнему остается в Переславле-Залесском - маленьком тихом провинциальном городке, входящем в Золотое кольцо России, на родине его создателя.
А началось все с того, что Сережу Потапова попросили сделать маски для школьного вечера. Уже в 15 лет он вылепил свою первую скульптуру "Балерина". И с юношеских лет начал увлекаться лепкой карнавальных масок. Постепенно перешел от изображения сказочных героев к литературным образам, так как всю жизнь его любимым занятием было чтение.
Масок более 100 штук на оперные, литературные, сказочные и карнавальные темы. Они завоевали огромную популярность у зрителей всех возрастов, служебных положений и рангов. Маски героев Гоголя "Мертвые души" и "Ревизор" снятые на слайды, демонстрировались в школах, изучающих эти произведения.
Маскам более 40 лет и за все это время у них не было постоянного помещения. И только в 2005 году музей масок заявил о себе как частный музей.
© Более подробную информацию о музее Вы можете посмотреть здесь: www.masky.ru
|