И с т о р и я   г о р о д а   С е р г и е в  П о с а д


   В настоящее время город Сергиев Посад насчитывает более 100 тысяч жителей. Здесь развиты промышленность, наука, туризм.

   Образовывался город постепенно вокруг Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1345 году Сергием Радонежским.

Сергий Радонежский - основатель Троице-Сергиева монастыря

    Сергий Радонежский , в миру Варфоломей, отправился вместе со своим братом Стефаном искать место, где они могли бы жить отшельниками и молиться Богу. Обошли они по лесам многие места и, наконец, пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Они срубили себе хижины, келью и небольшую церквушку, освещенную во имя Святой Троицы. Стефан долго не смог прожить в лишениях и покинул брата. А Варфоломей принял постриг и был окрещен Сергием. Постепенно к Святому начали приходить монахи. Образовался монастырь. А Сергий стал игуменом. Монастырь разрастался и приобретал славу по всей Руси.

   Конец 12 - начало 13 века время освобождения русского государства от монголо-татарского ига. В 1380 году в Троице-Сергиевом монастыре было благословлено войско князя Дмитрия Донского. И 8 сентября состоялась Куликовская битва, начавшаяся с поединка Пересвета (троицкого монаха) и Челубея (монгольского богатыря Темир-Мурзы). Бой завершился победой русских. Это была первая крупная победа в борьбе с Золотой Ордой. После битвы Дмитрий Донской вернулся в Троице-Сергиев монастырь помянуть погибших. Однако в 1408 году татары взяли реванш. Хан Едигей захватил и сжег монастырь. Но уже в 1411 монастырь был отстроен и двести лет мирно развивался. Во главе монастыря уже не было Сергия Радонежского. Он умер в 1392 г., а в 1422 году был причислен к лику святых.

Развитие Троице-Сергиева монастыря. Влияние на историю 15-17 вв.

   Как и положено религиозному центру, Троице-Сергиев монастырь не был чужд ничему мирскому, поэтому он стал крупнейшим землевладельцем во всей России.

   В 1422 г. был построен первый каменный собор монастыря - Троицкий, ставший усыпальницей Сергия Радонежского. А в 1540 г. началось строительство первой каменной стены собора. К 1550 г. монастырь был обнесен мощной каменной стеной с 11 башнями. Иван Грозный лично приезжал проконтролировать строительство. В конце 15 века в России среди населения распространилась "жуткая ересь". Появилась так называемая идеология "нестяжателей", которая боролась с монастырским землевладением. Более того, настоятелем Троице-Сергиева монастыря становится некий старец Артемий, один из носителей этой идеологии. Конечно, через некоторое время он был уличен, осужден и сослан из крупнейшего монастыря-землевладельца России на Соловки. По ереси нестяжателей был нанесен сокрушительный удар.

   Из интересных фактов жизни монастыря можно отметить, что во время бунта Галичского князя Дмитрия Шемяки его соратник и коллега Иван из Можайска захватил великого князя московского Василия Второго именно в стенах монастыря. Позже Василий было ослеплен и отправлен в ссылку, но затем вернулся и продолжал благоволить к монастырю.

   В начале 15 века началось вторжение польско-литовских войск в Россию, и почти все города, которые не имели каменных стен, пали под натиском врага, но Троице-Сергиев монастырь, благодаря стенам, не только выдержал осаду польско-литовских интервентов войск Сапеги и Лисовского, но и стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского.

   А в 1682 г. в стенах монастыря укрывался юный Петр с братом Иваном и царевной Софьей во время стрелецкого восстания. В 1689 году уже Петр спасается в монастыре от сестры Софьи. Именно сюда для поддержки Петра приходят верные ему потешные полки и Сухаревский стрелецкий полк. В монастыре Петра справляется со сторонниками Софьи. Всенародно казнит их на площади перед монастырем. Отсюда единоличным правителем молодой царь возвращается в Москву.

Образование города Сергиев Посад

   Тем временем, начиная с 1610 года, когда в монастыре обосновался воинский гарнизон, вокруг обители активно разрастаются села и слободы. Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево. Троицкий монастырь всегда был крупным землевладельцем. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы. Также разворачивалось строительство внутри монастыря.

    В 1742 г. в стенах монастыря открылась духовная семинария. А в 1744 г. монастырь получает титул Лавры. Глава Русской Православной церкви Митрополит Московский становится священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры .

    К началу 18 века села уже образовывали замкнутое кольцо, а в 1782 году получили название Сергиев Посад. Большинство жителей этого посада занимались обслуживанием паломников, промышляли торговлей, опять-таки пользуясь постоянным наплывом пришлых людей. Капитальное строительство в городе вела в основном только Лавра. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т. д. Экономическая жизнь города также находилась в зависимости от нужд монастыря. В связи с большим спросом у паломников на предметы религиозного культа здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон и т.д.

    В 1792 г. был принят план регулярной застройки города. Строительству способствовал приток богомольцев, возросший в связи с постройкой благоустроенного шоссе (1845) и открытием железной дороги (1865) между Москвой и Сергиевым Посадом.

   В 1814 г. в Лавре открывается Духовная Академия.

Судьба Троице-Сергиевой Лавры в советское время

   В начале ХХ века с приходом к власти коммунистов в Лавре произошли серьезные перемены. В 1918 г. Советское правительство принимает решение закрыть ее. В 1919 были кощунственно вскрыты мощи Преподобного Сергия Радонежского. В 1920 г. на территории монастыря открылся музей. В 1930 году был переименован и город. Новое название Загорск он получил в честь революционера, секретаря московского комитета партии большевиков Загорского. Как известно, этот большевик с соратниками был взорван бомбой, что символизирует зарождение глубокой любви русского народа к Партии и ее вождям. Только в 1991 году городу возвратили историческое имя.

   Но все-таки в 1946 г. - Сталин разрешает открыть Лавру и духовные учебные заведения. С этого момента Троице-Сергиева Лавра - крупнейший действующий мужской монастырь Русской Православной церкви. В 1988 г. в Троице-Сергиевой Лавре, в Трапезной палате проходят заседания Поместного собора Русской Православной церкви, приуроченные к празднованиям 1000-летия крещения Руси.




Автор проекта:    
При полном или частичном использовании материалов   
ссылка на автора и сайт обязательна © 2001-2013